Институт маркетинговых и социологических исследований “ELIM” представляет данные мониторингового опроса казахстанцев о вспышке болезни, вызванной коронавирусом, манере поведения и вынужденных ограничениях при карантине.
Опрос проводился с 15 по 22 марта 2020 года онлайн, среди всех слоев населения, по всей стране.
В исследовании приняло участие более 600 казахстанцев по всей стране.
Большинство респондентов - 69.5% являлись женщинами и 30,5% соответственно мужчины. Высокая активность женской половины населения может указывать на большую вовлеченность женского пола в вопросах здравоохранения. При этом, 42,7% респондентов были в возрасте от 26-35 лет, 29,1% - в возрасте от 36-49 лет, 23% - от 18 до 25 и 5,2% в возрасте 50 лет и выше (рисунок 1). 54,9% респондентов состояли в браке на момент проведения исследования, 43,2% - холостяки или не замужем, и 1,9% - вдовцы/вдовы (рисунок 2).
Большая часть респондентов по сфере занятости составили работники в сфере обучения (24,4%), на втором месте «бизнес» (22,1%) и тройку замыкают работники в сфере госструктур. 4,7% отметили, что работают в сфере искусства/творчества, 3,8% - в медицинской сфере. Остальные 32,9% пришлись на другие виды деятельности, среди которых: работники в сфере IT, духовные наставники, домработницы и домохозяйки, консультанты, торговые представители, студенты, банкиры и прочее.
На вопрос, «Как коронавирус повлиял на ситуацию в бизнесе?» из 600 опрошенных, 120 оказались предпринимателями. Из 120 предпринимателей, 15 (12,5%) отметили, что ситуация положительно отразилась на их бизнесе. Для оставшейся части (87,5%) коронавирус отрицательно повлиял на их деятельность.
Большинство казахстанцев, а именно 76,5%, не смотря на принятые меры по введению карантина, остаются спокойны, продолжают жить как раньше. 16% населения ответили, что необходимо запастись продуктами питания. 5,2% решили искать альтернативные источники дохода (рисунок 3).
Другие ответы:
Несмотря на то, что большинство казахстанцев остаются доброжелательными друг к другу, приходя на помощь при необходимости, почти четверть респондентов имеет осознанный страх перед коронавирусом (рисунок 4).
Другие ответы:
На вопрос о мнении по поводу введения ЧП в Казахстане, большинство полностью за принятые меры (63,8%). Однако 31,5% против закрытия малого и среднего бизнеса (рисунок 5). При этом, среди тех, кто кто выбрал другой вариант ответа, отметили:
В условиях повышения цен, чтобы сократить свои расходы был задан вопрос «Что Вы предпринимаете в ситуации роста цен, чтобы сохранить прежний образ жизни?». 66% респондентов сокращают свои расходы и экономят. Второй по популярности ответ от оптимистичных казахстанцев «Ничего не предпринимаю», его отметили 27%. Начали работать по совместительству или дополнительно лишь 5,6% опрошенных. Только 0,4% в условиях ЧП рассчитывают на дополнительный заработок от сдачи в аренду недвижимости. 1% респондентов отметили другой вариант ответа и пояснили таким комментариями как «Выживаю», «Не поднимайте цены!».
В период перехода на онлайн обучение и дистанционную/удаленную форму работы, мы не могли обойти эти вопросы и задали казахстанцам 2 вопроса:
Результаты опроса представлены ниже (рисунок 6). Примечательно, что в среднем, большее количество казахстанцев считают обучение дистанционным методом менее эффективным (41,3%), чем работу на дому (32,9%).
Средняя | Эффективность дистанционной формы обучения, % | Эффективность работы на дому, % |
---|---|---|
Высокая | 5,2 | 8,0 |
Выше среднего | 9,4 | 12,2 |
Средняя | 44,1 | 46,9 |
Ниже среднего | 16,4 | 14,1 |
Низкая | 24,9 | 18,8 |
Мы все ждем окончания ЧП, окончания карантина, и надеемся, что все придет на свои места. Для понимания настроя казахстанцев, мы спросили, чем займутся казахстанцы первым делом после завершения карантина. Как ни странно, но самый популярный ответ, что также не будут посещать общественные места и будут сидеть дома - отметили 42,3% респондентов. 30,5% отметили что встретятся с друзьями. 5,2% отметили, что купят путевки и улетят отдыхать. 22,1% отметили другой вариант ответа, при этом, очень популярное упоминание было «начну работать».
Мы не останавливаемся, продолжаем работать. Институт "Elim" как и прежде проводит социологические опросы и маркетинговые исследования, используя дистанционные методы.
Очень надеемся, что в скором времени коронавирус станет историей. Желаем всем нашим читателям и клиентам крепкого здоровья и удачи в бизнесе!
Не пропустите новые статьи! Подпишитесь на информационную рассылку "ИМСИ Elim".