ИМСИ Elim - маркетинговое агентство в Казахстане
Маркетинговая компания Астана: +7 (7172) 550-566

Социологический опрос в Казахстане: "Как часто мы посещаем заведения общественного питания"

18.12.2017

Недавно мы с коллегами из аналитического отдела и отдела полевых исследований "Института маркетинговых и социологических исследований Elim" обсуждали развитие отрасли общественного питания.

Эта тема интересна тем, что связана с решением одной из главнейших и базовых проблем человека - принятие пищи. Это привлекает многих инвесторов.

В среднем за 1 год, по разным оценкам, человек потребляет больше 1 тонны еды и воды. Ежедневно, мы тратим несколько часов на принятие пищи. Или около 2,5 лет за всю жизнь.

Пищу можно принимать дома, в гостях и заведениях общественного питания (ЗОП). Культура и привычки принятия пищи - постоянно меняются и отражают текущее состояние экономического и культурного состояния в стране. Мода приходит и уходит. Как говорят, и любовь. Кризис - не кризис. ... а кушать хочется всегда!

Например, когда экономическая ситуация в стране ухудшается - то люди стараются больше экономить. Меняется продуктовая корзина. Снижается потребление мяса и мясных продуктов, молока и молочных продуктов, овощей. Люди больше питаются дома. Приглашают гостей и ходят сами. Растет потребление сладкого и мучного. Средний чек в заведениях  общественного питания в такой период обычно становится меньше. Хотя как и везде, встречаются исключения.

1. Потребление продуктов питания в Казахстане (на душу населения, кг) 2015-2017

Потребление продуктов питания в Казахстане

Источник: модуль “Индикаторы”, KazDATA

И наоборот, когда экономика растет, потребление продуктов питания увеличивается, на рынке появляется больше предложений, готовых решить проблему питания самыми разными способами. От самых обычных и заурядных, до нестандартных, изощренных и даже шокирующих. На любой вкус и карман. Хлеба и зрелищ становится больше.

Мы готовы платить за это. Или не готовы?

Как показывает мировая практика последних лет - готовы. Особенно, когда это удобно и выгодно. Например, еда по подписке. Это когда вы к примеру оформляете подписку на неделю - и каждый день, в специальной упаковке вам на дом доставляют свежие и подготовленные для приготовления необходимые продукты для блюда, которые вы заранее выбрали.

Такая бизнес-модель решения проблемы приема пищи появилась сравнительно недавно, но быстро завоевала и продолжает завоевывать любовь потребителей по всему миру. В 2015 году выручка от продажи составила более $1 млрд по всему миру. В 2016 $1,5 млрд. Причем на США приходилось 40%. Goldman & Sachs прогнозирует рост отрасли к 2020 году между $3 и $5 млрд.

Отрасль быстро растет. И на то есть веские причины. Еда по подписке - прекрасно решает проблему потребления пищи. Ведь именно в этом случае, человек получает сразу много выгод:

  1. Вкусно и полезно. Качественные продукты и разнообразное меню. Можно постоянно пробовать различные блюда. Это очень удобно. И все - не выходя из дома.
  2. Экономию на продуктах. Потребитель получаете продуктов ровно столько, сколько нужно для приготовления порции. Никаких остатков продуктов не остается и не выбрасывается.
  3. Экономию времени на приготовлении. Так как уже все подготовлено: взвешено и очищено, остается только приготовить по инструкции (которая прикладывается к доставке) и подать к столу.
  4. Экономию времени на походы в магазин за продуктами.

Такая компания как “Голубой фартук” является одной из основателей этой отрасли. Ей принадлежит более 40% рынка США.
В последние годы выручка компании заметно снижается. Она теряет свою долю рынка новым игрокам. Новые компании не теряют время и активно пользуются сложившейся ситуацией.

Сегодня на рынке еды по подписке можно найти предложения на любой вкус и кошелек. Из-за этого, многие люди все больше и больше предпочитают питаться дома.

Мы решили узнать получше, какая ситуация на рынке общественного питания в Казахстане, как наши соотечественники решают проблему принятия пищи и как часто посещают места общественного питания: кафе, бары, рестораны и другие заведения общественного питания (столовые, буфеты, фуд-корты и т.п.).

В Казахстане официально на ноябрь 2017 гостиничным (код ОКЭД 55101 “Предоставление услуг гостиницами с ресторанами”) и ресторанным бизнесом (код ОКЭД 56100 “Рестораны и услуги по доставке продуктов питания”) официально занимаются 2,976 организаций. Обратим внимание, что у одной организации может быть несколько разных точек общественного питания или сеть.

2. Количество ресторанов и гостиниц по регионам Казахстана, декабрь 2017

Количество ресторанов и гостиниц по регионам  Казахстана

Источник: модуль “Организации”, KazDATA

Еще 130 компаний занимаются доставкой пищи на заказ (код ОКЭД 56210 “ Доставка пищи на заказ”).

3. Количество компаний по доставке пищи на заказ, Казахстан, декабрь 2017

Количество компаний по  доставке пищи на заказ, Казахстан

Источник: модуль “Организации”, KazDATA

Таким образом, общее количество юридических лиц, занятых в организации общественного питания, включая доставку пищи - составляет 3,106 организаций.

3,106 организаций в Казахстане официально занимаются гостиничным и ресторанным бизнесом. Из них, крупных всего 15 (9 рестораны и 6 гостиницы) и средних 49 (30 гостиниц и 19 ресторанов). Остальные - малые предприятия.

4. Размер предприятий

Размер предприятий

Источник: модуль “Организации”, KazDATA

Мы опросили 500 человек по всему Казахстану. 47.2% женщины; остальные - мужчины. Основная возрастная когорта - 20-45 лет.

5. Возраст респондентов

Возраст респондентов

Мы задали им несколько простых, но интересных вопросов. Ответами на некоторые вопросы мы решили поделиться. Скоро вы узнаете привычки и предпочтения казахстанцев.

Результаты социологического исследования

Вопрос 1. Как часто вы посещаете заведения общественного питания?

Казахстанцы достаточно часто посещают места общественного питания. Более 65% респондентов посещают ЗОП 1 раз в неделю и больше.

Примечательно, что немного ранее, мы провели опрос с целью узнать предпочтения спиртных напитков среди казахстанцев. Тогда мы узнали, что 46,5% казахстанцев не пьют совсем.

От 1 до 3 раз посещают заведения общепита более 20% казахстанцев.
Менее 10% вообще не посещают ЗОП и питаются только дома.

6. Как часто казахстанцы посещают заведения общепита

Как часто вы посещаете заведения общепита

Это усредненные данные. Результаты меняются от региона к региону. Например, в Астане, самое большое количество людей, которые посещают ЗОП более 5 раз в неделю. А вот в Караганде, больше 5 раз в неделю посещают заведения общепита в основном женщины.

Вопрос 2. Что вы цените в заведениях общественного питания?

Получив и проанализировав ответы на этот вопрос, мы узнали основной мотив казахстанцев при выборе ЗОП:
Пусть порции будут маленькими, но качество еды должно быть на высоте!” - 44% казахстанцев
Забота о здоровье, понимание важности качественного питания - традиционные ценности казахстанцев.

Цена, стоимость и обслуживание и сервис являются другими ключевыми факторами, по которым казахстанцы ценят ЗОПы.

7. Что казахстанцы ценят в заведениях общественного питания

Что казахстанцы ценят в заведениях общепита

Заключение

Для успешного бизнеса в сфере общественного питания необходимо тщательно изучать рынки и понимать текущую рыночную ситуацию:

  1. Какой размер рынка
  2. Кто потребитель, что он думает и говорит
  3. Почему потребляет
  4. Какой потенциал у рынка
  5. Кто конкуренты
  6. Кто поставщики

Нужно тщательно исследовать свою нишу, сегментировать клиентов, понять ключевые факторы вашего успеха и разработать подходящую маркетинговую стратегию.

Такой подход: сначала исследования, потом действия - защита собственных средств и инвестиций от бессмысленных трат. Лучше знать заранее, чем потом кусать локти.

И если возникает какой-нибудь вопрос, связанный с клиентами - знайте, что чем гадать - лучше просто спросить их напрямую. Потому что, кроме самих пользователей, лучше не расскажет никто.

Можно не только опросить конечных потребителей. Можно, к примеру, сначала накормить едой или показать рекламу или продукт. И только потом задавать вопросы.

Для таких целей используются специальные помещения - фокус-комнаты.

Все это и не только, мы готовы сделать вместе с вами. Обращайтесь к профессионалам и гарантируйте себе успех.
Как говориться знал бы где упасть, соломку бы постелил. Так вот, обращайтесь, и не падайте!

Подпишитесь на рассылку аналитических исследований

* обязательно