Экспертиза инвестиционных проектов Проведение внешней маркетинговой оценки

Внешняя оценка коммерческой проработанности часто является условием кредитования инвестиционных проектов в казахстанских банках. Эксперты нашей компании проводят независимую маркетинговую оценку проектов по требованиям инвестора.

Инвестиционная экспертиза

С ростом инвестиционной деятельности банков и частных инвесторов увеличивается технологическая сложность финансируемых проектов, их масштабы и направления инвестирования. Это требует использования независимых профессионалов при проведении инвестиционной экспертизы.

В большинстве случаев инвестиционная экспертиза включает:

  • оценку маркетинговой (коммерческой) проработанности проекта;
  • правовую оценку содержания инвестпроектов;
  • оценку технической проработанности и закупок.

Внешняя оценка проекта проводится специализированными компаниями, которые аккредитованы банком, или определяются внутренними документам кредитного учреждения.

Для проведения оценки маркетинговой (коммерческой) проработанности инвестиционных проектов наша компания аккредитована “Банком Развития Казахстана” и “Qaztech Ventures” (бывшее “АО НАТР”).

Маркетинговая экспертиза инвестпроекта: цель и задачи

Маркетинговая экспертиза (маркетинговая оценка проекта) - одна из услуг, которую оказывает компания "ИМСИ Elim".

Цель маркетинговой экспертизы - предоставить непредвзятую оценку инвестиционного проекта.

Задача маркетинговой экспертизы — анализ маркетинговой части инвестпроекта: проверка достоверности представленной информации и выявление рисков. Маркетинговая экспертиза включает анализ финансовой модели.

Маркетинговый анализ проекта - задачи, которые нужно выполнить маркетологу-аналитику. 

Банки и инвестфонды принудительно требуют внешнюю оценку инвестпроектов и бизнес-планов, чтобы снизить собственные риски. 

Многие компании по собственному желанию заказывают оценку либо только анализ инвестиционного проекта, если хотят дать самостоятельную оценку рискам и принять решение об инвестировании в проект.

Области применения маркетинговой экспертизы

Маркетинговая экспертиза применяется для создания и развития следующих проектов, но не ограничивается ими:

  • объектов инфраструктуры (энергетика, транспорт, телекоммуникации);
  • производств в обрабатывающей промышленности (металлургия, химия, нефтехимия, фармацевтика, машиностроение, и др.);
  • объектов в сфере услуг (на коммерческой основе): туристских, экологических, медицинских, учебных, спортивно-оздоровительных, гостиничных;
  • объектов в сфере производства продуктов питания и напитков;
  • сельскохозяйственных производств, включая производство и/или приобретение, транспортировку сырья, его переработку и сбыт готовой продукции в рамках инвестиционного проекта;
  • экспорта казахстанской продукции, работ и услуг.

Маркетинговую экспертизу можно применить к любому проекту или бизнесу, чтобы получить объективную рыночную оценку, основанную на достоверной и актуальной информации.

Анализ и оценка инвестиционного проекта

Оценка инвестиционного проекта - результат анализа инвестпроекта, проведенного экспертами.

Анализ инвестиционного проекта - это коллекция специальных методов для сбора и оценки информации, на основании которой делается вывод об эффективности использования инвестиционных средств и о размере получаемых экономических благ от инвестпроекта. 

Цель анализа инвестиционного проекта - подготовить выводы, на основе которых будет дана оценка.

Оценка инвестиционных рисков в маркетинговой экспертизе

Выше было отмечено, что к инвестиционным проектам применимы различные виды экспертных оценок: юридическая, техническая, маркетинговая. Каждая экспертиза оценивает риски, связанные со своей областью применения. Поэтому для отдельных проектов могут быть затребованы как все виды экспертиз, так и лишь некоторые из них. Мы остановимся только на сфере коммерческих рисков, которые оцениваются в ходе маркетинговой экспертизы, которую осуществляют эксперты нашей компании.

Маркетинговая экспертиза (независимая маркетинговая оценка) — это анализ маркетинговой части бизнес-плана или инвестпроекта.

Маркетинговая экспертиза (маркетинговая проработанность проекта) используется для объективной оценки финансируемого инвестиционного проекта и позволяет получить непредвзятую оценку с учетом реальной ситуации на рынке.

Основная задача эксперта - выявить все риски и определить достоверность представленной информации, которые включают в себя, но не ограничиваются следующими оценками:

  • размер/объем целевого рынка;
  • наличие спроса и потенциал;
  • описание целевой аудитории;
  • уровень конкуренции;
  • преимущества;
  • и другие, в зависимости от специфики проекта и требований к экспертизе.

Если какие-то показатели не были учтены в инвестиционном проекте или бизнес-плане, то эксперты дополняют информацию и анализируют возможные изменения.

Маркетинговая экспертиза призвана подтвердить или опровергнуть экономические показатели проекта, которые были рассчитаны на основе маркетинговых исследований в рамках проекта.

Про инвестиционные риски 

Риски при инвестировании в бизнес обычно достаточно высоки.

Существует множество рисков, которые могут повлиять на проект и его показатели: риски сбыта и конкуренции, риски по себестоимости, технологические риски, риски связанные с персоналом, политикой, экономикой и неправильно выбранной стратегией.

Для множества рисков, существует множество путей их решений, защиты и недопущения возникновения. Маркетинговая экспертиза призвана минимизировать возможные риски и найти лучшие пути их снижения.

Банки: инвестиции и кредиты

Банки, которые выдают кредиты бизнесу, сами определяют, как они проводят экспертизу — собственными силами или с привлечением независимых экспертов.

Экспертиза инвестиционного проекта с помощью внешней оценки обладает рядом преимуществ и у некоторых банков является обязательным требованием. Например, Банк Развития Казахстана, финансирующий инвестпроекты на сумму от 7 млрд. тенге, требует проведение экспертизы проекта аккредитованными экспертами.

Независимая оценка не содержит конфликта интересов и нацелена на объективный анализ с использованием достоверных данных.

Проведение маркетинговой экспертизы

Маркетинговая оценка - результат анализа данных, приведенных в инвестиционном проекте.

При проведении экспертизы маркетинговой проработанности инвестпроекта большое внимание уделяется проверке оценки коммерческих рисков и наличие у компании убедительной программы по их снижению.

Типовая структура маркетинговой экспертной оценки

Маркетинговая оценка производится экспертами строго в соответствии с требованиями банка или частного инвестора. Ниже приведена типовая структура маркетинговой экспертизы готового проекта:

  1. Предмет оценки.
  2. Оценка качества представленной документации для проведения экспертизы.
  3. Оценка рынка основных видов сырья включая наличие/потенциала развития товаров заменителей, анализ логистики и транспортных издержек при закупке сырьевого компонента и/или услуг.
  4. Оценка рынка продукции/услуг, планируемого к производству/предоставлению в рамках проекта.
  5. Сравнение проекта с основными участниками рынка готовой продукции. SWOT- анализ проекта.
  6. Оценка торговых взаимоотношений производителя и конечного потребителя.
  7. Оценка контрактной проработанности проекта. Анализ структуры продаж.
  8. Оценка маркетинговой программы/стратегии проекта.
  9. Оценка влияния проекта на социально-экономические показатели.
  10. Проектные риски:
    • отраслевые риски;
    • обеспеченность сырьем;
    • условия транспортировки сырья, транспортно-логистический риск;
    • риски увеличения/волатильности стоимости сырья, энергоносителей, вспомогательных материалов и т.п.;
    • риск перепроизводства или невозможности сбыта продукции, риск снижения объемов реализации продукции;
    • ценовой риск, снижение стоимости продукции;
    • потеря качества продукции;
    • условия транспортировки продукции, транспортно-логистический риск;
    • уровень конкуренции;
    • система маркетинга на предприятии;
    • риск волатильности/снижения спроса на продукцию;
    • наступление форс-мажорных обстоятельств и др. коммерческие риски;
  11. Выводы и заключение.

Структура экспертизы может изменяться в зависимости от потребностей заказчика.

Наши преимущества: аккредитованные эксперты для  маркетинговой экспертизы

Не каждый маркетолог-аналитик может сделать качественную экспертизу.  В нашей компании для оценки инвестпроекта привлекаются от 3 до 10 специалистов (каждый отвечает за свою часть) и руководитель, который сводит и перепроверяет все цифры.

Опыт работы позволил нашей компании пройти аккредитацию как экспертов в самых крупных финансовых и нефинансовых институтах на рынке Казахстана:

  • Банк Развития Казахстана;
  • Qaztech Ventures (бывшее АО НАТР).

Стоимость маркетинговой экспертизы

Стоимость маркетинговой экспертизы начинается от 3-х млн. тенге за небольшой локальный проект и доходит до 50-70 млн. тенге в случае с крупными инфраструктурными инвестпроектами.

Экспертиза инвестиционных проектов и бизнес-планов — трудоемкая и сложная работа по поиску, сопоставлению и анализу данных, призванных успешно реализовать проект.

Необходимо проверить и обосновать каждую цифру, использованную  для расчетов и убедиться в наличии плана действий на случаи возникновения рисков. Таким образом, затраты связанные с экспертизой, помогут успешно реализовать проект и достичь поставленные цели в установленные сроки и бюджет.

Как заказать проведение маркетинговой экспертизы

Чтобы провести маркетинговую оценку необходимы следующие документы:

  • бизнес-план проекта (или ТЭО), включая финансовую модель;
  • договоры на реализацию (намерения);
  • договоры на закупки оборудования и сырья;
  • иные документы, необходимые для оценки.

Наличие документов на этапе ознакомления с инвестпроектом поможет нашим сотрудникам быстрее оценить стоимость и сроки выполнения экспертной оценки.

Вы можете связаться с нами по телефону или задать вопросы, заполнив форму обратной связи. Мы отвечаем довольно быстро.