Институт маркетинговых и социологических исследований Elim
Маркетинговая компания в Астане и Алматы +7 (701) 711-71-11

Маркетинговые исследования в Казахстане: рынок телекоммуникаций и мобильной связи

Агентство маркетинговых исследований “ИМСИ Elim” регулярно проводит изучение рынков Казахстана. Мы готовы предложить исследования в любом из интересующих вас секторов экономики РК.

Анализ рынка мобильной связи в Казахстане

Рынок мобильной связи и интернета в Казахстане являются растущими секторами в экономике страны. Несмотря на то, что в 2009 году произошло замедление роста, Казахстан сегодня является быстрорастущим рынком в области телекоммуникаций. Маркетинговые исследования рынка говорят о том, что к 2013 году покрытие территории Казахстана сетями мобильной связи достигнет 170 процентов, а из каждых ста жителей 49 станут пользователями услуг интернета. Позитивный рост на рынке связи объясняется ростом экономики Казахстана и государственными реформами в секторе телекоммуникаций. В 2004 году правительством Казахстана было заложено основание для либерализации и развития рынка телекоммуникаций. Был положен конец монопольному присутствию контролируемого государством Казахстантелекома ("Kazakhtelecom").

Быстрое развитие рынка телекоммуникаций в Казахстане привлекло внимание многих зарубежных компаний, который незамедлительно решили закрепить свое присутствие на рынке. С 1992 года на рынке присутствуют несколько международных операторов связи и компаний, производящих и устанавливающих современное оборудование для средств связи. Маркетинговые исследования показывают, что наиболее крупные компании на рынке Казахстана - "Motorola", "Lucent", "Siemens", "Alcatel", "Nokia", "Daewoo" и "Nortel Networks". Усмотрев большие перспективы развития рынка, многие иностранные компании поспешили сделать инвестиции и образовать совместные предприятия с местными компаниями, предлагающими телекоммуникационные услуги в Казахстане.

К 2005 году только 4 оператора имели лицензию на предоставление услуг в области международной связи и связи на большие расстояния. "TransTelecom", "KazTransCom",  "Ducat" и "Astel" стали первыми конкурентами Казахстантелекома. К концу 2005 года  более 1500 провайдеров получили лицензию на предоставление разного рода услуг в области связи и телекоммуникаций.

В Казахстане имеется довольно мощная сеть проводной телефонной связи. В 2012 году на 100 жителей было зарегистрировано 27 телефонных номеров.  Шесть операторов фиксированной телефонной связи обслуживали четыре с половиной миллиона абонентов. Ранее существовал длинный список жителей Казахстана, желающих иметь дома телефон.  Маркетинговые исследования показали, что сегодня, несмотря на открывшиеся возможности для вступления на рынок фиксированной телефонной связи в Казахстане, 93% абонентов пользуются услугами "Казахстантелекома".

Маркетинговые исследования в Казахстане прогнозируют рост числа абонентов фиксированной связи с 4,5 миллионов в 2012 г. до 4, 7 миллионов в 2013 г.

Маркетинговые исследования рынка мобильной связи

Тем временем, когда жители Казахстана "стояли в очереди за телефоном", в Казахстане с 2000 года начал стремительно развиваться рынок мобильной телефонии. К 2014 году число обладателей мобильных телефонов в Казахстане превысило количество абонентов фиксированной связи. Сети мобильной телефонии стремительно окутывали весь Казахстан. Потребности в мобильной связи оказались настолько высокими, что в 2006 году правительство Казахстана выдало третью лицензию на предоставление GSM услуг мобильной связи. Обладателем права предоставлять услуги стала "NeoTelecom" -  дочерняя фирма "Казахтелекома". Уже в 2007 году "NeoTelecom" начал предоставлять услуги мобильной связи. Оператор GSM Kazakhstan (K’Cell) в конце 2012 года вышел на рынок IPO. Было продано 25% акций компании.

После десятилетия быстрого развития этого рынка исследования показывают некоторые тенденции к замедлению. К 2013 году, когда покрытие достигнет 160%, возможно некоторое падение темпов, но в дальнейшие годы рост будет продолжаться.

Маркетинговые исследования в  секторе мобильной связи прогнозируют рост числа пользователей с 27, 5 миллионов (2012) до 30 миллионов в 2013 году.

Интернет

Нужно отметить, что последние годы в Казахстане наблюдается неуклонный  рост пользователей интернет услуг. Особо быстро растет рынок широкополосного  интернета. К 2011 году число пользователей высокоскоростного интернета составило 6% от всего населения Казахстана. Тенденция к переходу на широкополосный интернет возникла в 2009 году. Уже к 2012 году 60% подписчиков интернет услуг обладали доступом к высокоскоростному интернету. Исследования говорят о том, что сегодня на этом рынке возникли устойчивые тенденции к дальнейшему росту.

Исследования рынка Казахстана показывают, что общее число пользователей интернетом  должно возрасти с 2,5 миллионов в 2012 г. до 2,75 миллионов в 2013 г.

Говоря об экономических показателях, нужно отметить, что Казахстан в течение десятилетия имел рост ВВП около 8%. Некоторое снижение роста произошло в 2008-2009 годах, что было вызвано мировым кризисом.

Не пропустите новые статьи! Подпишитесь на информационную рассылку "ИМСИ Elim".