Анализ автомобильного рынка, МФО и ломбардов в Казахстане

Ерболат Кекчебаев Куаныш Ахметов

В первой части исследования мы проанализируем состояние автомобильного рынка Казахстана. Далее рассмотрим условия автомобильного кредитования микрофинансовыми организациями (МФО) и ломбардами в РК. Рассмотрим уровень конкуренции и перспективы рынка автокредитов, сделаем SWOT анализ.

Методика проведения исследований и источники информации

Методика проведения исследования – кабинетные (вторичные), полевые (первичные) исследования – интервьюирование методом телефонного опроса МФО и ломбардов РК, анализ интернет-сайтов, а также глубинное интервьюирование экспертов рынка (менеджеров и операторов автоломбардов и МФО).

Период проведения исследований:

  • Полевые – 04.06.2021-10.06.2021
  • Кабинетные – 04.06.2021-11.06.2021

В качестве источников информации использовались как первичные, так и вторичные источники:

  1. Официальная статистика Республики Казахстан.
  2. Статистика АКАБ (МВД РК) Республики Казахстан.
  3. «КазАвтоПром» Автомобильный рынок РК.
  4. Статистика Яндекс-Директ и Google.
  5. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка.
  6. Публикация и данные Национального банка РК.
  7. Архивы СМИ, Региональные СМИ, Специализированные аналитические порталы.
  8. Кабинетные исследования (опрос).
  9. Экспертные опросы, глубинные интервью.

Возможности и ограничения

В ходе исследования нами были использованы официальные данные статистики, решения и официальные нормативные документы, результаты опросов участников рынка, данные открытых источников. Также использовали мнения различных экспертов в области микрокредитования.

Некоторые данные официальных источников могут быть скорректированы, мнения участников рынка и экспертов могут быть субъективны, в связи с чем некоторые выводы могут иметь погрешности, однако не оказывающие решающего значения на выводы и мнения по результатам исследования.
Кроме этого еще не совсем ясны последствия пандемии коронавируса, степень ее влияния на доходы населения, занятость трудоспособного населения, влияние на уровень инфляции, что также оказывает прямое влияние на рынок микрокредитования.

Кроме этого государством принята политика сокращения участия государства в экономике, что высвобождает значительную часть работников  государственного и квазигосударственного сектора экономики. Некоторая часть высвободившихся работников будет занята поиском работы, на какое-то время их доходы снизятся, следовательно, повысится потребность в кредитных средствах.

I. Обзор автомобильного рынка на территории РК

1.1 Границы рынка и сегментация по возрасту

По данным МВД РК, количество легковых автомобилей (без учета легкой коммерческой техники) по состоянию на 01.01.2021 год составляет 3 436 638 единиц. Лидером по количеству регистраций легковых автомобилей стала Алматинская область, на учете в которой поставлено 450 139 ед. с долей на рынке 13,1%.

Наибольшая численность легковых автомобилей представлена в следующих регионах:

  • Алматинская область – 450 139 ед. (13,1%),
  • г. Алматы – 445 611 ед. (13%),
  • Туркестанская область – 294 979 ед. (8,6%),
  • Восточно-Казахстанская область – 272 588 ед. (7,9%),
  • г. Нур-Султан – 258 545 ед. (7,5%)

1. Наличие легковых автомобилей в регионах РК по возрасту на 01.01.2021 г.

№ п/п РЕГИОН  До 3 лет Доля, % От 4 до 7 лет Доля, %  От 8 до 10 лет Доля, % От 11 до 14 лет Доля, %  От 15 до 20 лет Доля, % Старше 20 лет (от 21) Доля, % ИТОГО по РК: Доля, %
1 АЛМАТИНСКАЯ 11 896 6% 24 191 7% 30 475 8% 24 673 9% 51 111 12% 307 793 17% 450 139 13%
2 г. АЛМАТЫ 38 543 19% 58 033 17% 58 435 14% 52 908 20% 68 464 16% 169 228 9% 445 611 13%
3 ТУРКЕСТАНСКАЯ 8 524 4% 17 875 5% 32 498 8% 16 886 6% 32 115 7% 187 081 10% 294 979 9%
4 ВКО 11 834 6% 24 680 7% 31 836 8% 17 667 7% 35 283 8% 151 288 8% 272 588 8%
5 КАРАГАНДИНСКАЯ 13 293 7% 22 215 6% 24 710 6% 18 118 7% 31 116 7% 148 811 8% 258 263 8%
6 г. НУР-СУЛТАН 34 455 17% 49 458 14% 45 505 11% 26 740 10% 29 331 7% 73 056 4% 258 545 8%
7 ЖАМБЫЛСКАЯ 3 720 2% 6 962 2% 11 220 3% 8 388 3% 18 918 4% 134 846 8% 184 054 5%
8 г. ШЫМКЕНТ 12 204 6% 18 866 5% 24 991 6% 13 515 5% 23 552 5% 90 654 5% 183 782 5%
9 АКМОЛИНСКАЯ 5 699 3% 12 643 4% 13 943 3% 9 755 4% 17 871 4% 92 738 5% 152 649 4%
10 КОСТАНАЙСКАЯ 10 743 5% 16 644 5% 18 010 4% 10 608 4% 16 421 4% 75 538 4% 147 964 4%
11 ПАВЛОДАРСКАЯ 7 620 4% 11 607 3% 14 241 4% 8 982 3% 15 565 4% 78 070 4% 136 085 4%
12 АКТЮБИНСКАЯ 6 601 3% 15 968 5% 21 112 5% 11 481 4% 19 597 4% 47 878 3% 122 637 4%
13 МАНГИСТАУСКАЯ 6 903 3% 16 666 5% 20 950 5% 13 901 5% 22 361 5% 37 172 2% 117 953 3%
14 СКО 4 315 2% 7 956 2% 9 853 2% 7 610 3% 13 755 3% 70 484 4% 113 973 3%
15 ЗКО 8 495 4% 14 619 4% 14 916 4% 8 051 3% 14 672 3% 40 112 2% 100 865 3%
16 КЫЗЫЛОРДИНСКАЯ 4 342 2% 6 572 2% 9 583 2% 6 519 2% 12 905 3% 58 373 3% 98 294 3%
17 АТЫРАУСКАЯ 11 218 6% 21 165 6% 21 389 5% 9 924 4% 14 692 3% 19 869 1% 98 257 3%
ИТОГО: 200 405   346 120   403 667   265 726   437 729   1 782 991   3 436 638  

1. Возрастная категория легковых авто в РК, ед.

Возрастная категория легковых  авто в РК, ед.

2. Топ-5 регионов с возрастом автомобилей на рынке до 3 лет

Топ-5 регионов с возрастом  автомобилей на рынке до 3 лет

3. Топ-5 регионов с возрастом автомобилей на рынке от 4 до 7 лет

Топ-5 регионов с возрастом  автомобилей на рынке от 4 до 7 лет

4. Топ-5 регионов с возрастом автомобилей на рынке от 8 до 10 лет

Топ-5 регионов с возрастом  автомобилей на рынке от 8 до 10 лет

5. Топ-5 регионов с возрастом автомобилей на рынке от 11 до 14 лет

Топ-5 регионов с возрастом  автомобилей на рынке от 11 до 14 лет

6. Топ-5 регионов с возрастом автомобилей на рынке от 15 до 20 лет

Топ-5 регионов с возрастом  автомобилей на рынке от 15 до 20 лет

7. Топ-5 регионов с возрастом автомобилей на рынке старше 20 лет

Топ-5 регионов с возрастом  автомобилей на рынке старше 20 лет

8. Топ-5 регионов с возрастом автомобилей на рынке старше 20 лет

Топ-5 регионов с возрастом  автомобилей на рынке старше 20 лет

Доля  автомобилей иностранного происхождения, находящихся на территории РК составляет от 67% до 80%. Доля автомобилей российского происхождения составляет от 17% до 33%.

2 Происхождение легковых автомобилей по возрастным категориям в РК, ед.

Наименование  До 3 лет От 4 до 7 лет  От 8 до 10 лет От 11 до 14 лет  От 15 до 20 лет Старше 20 лет (от 21)  Итого:
Иностранный 160 985 275 805 270 821 219 324 321 369 1 293 882 2 542 186
Российский 39 420 70 315 132 846 46 402 116 360 489 109 894 452
ИТОГО: 200 405 346 120 403 667 265 726 437 729 1 782 991 3 436 638

Источник: МВД РК

Количество легковых автомобилей иностранного происхождения в РК составляет 2 542 186 ед. (74%), российского происхождения в РК составляет 894 452 ед. (26%).
Основная доля по возрасту сегменту автомобиля старше 20 лет - 1 293 882 ед. (иностранного), 489 109 ед. (российского).
Иностранного происхождения: в возрасте от 15 до 20 лет - 321 369 ед., от 4 до 7 лет – 275 805 ед.
Российского происхождения: в возрасте от 8 до 10 лет – 132 846 ед., в возрасте от 15 до 20 лет – 116 360 ед.

9. Доля происхождения авто в РК по возрастам

Доля происхождения авто в РК по  возрастам

Согласно Таблице №2 и Диаграмме №1 наблюдается, что основная доля автомобилей иностранного происхождения приходится на возраст авто: от 11 до 14 лет – 219 324 ед. (83%), от 4 до 7 лет – 275 805 ед. (80%), до 3 лет – 160 985 ед. (85%). Доля российского происхождения авто с возрастом: от 8 до 10 лет – 132 846 ед. (33%), старше 20 лет – 489 109 ед. (27%), от 15 до 20 лет – 116 360 ед. (27%).

1.2 Доля рынка б\у и новых авто в залоге

Для определения рынка б/у автомобилей, находящихся в залоге, были проведены полевые и кабинетные исследования, на основе которых был выявлен поток клиентов по 4 МФО/ломбардов. Остальные участники отказались раскрывать конфиденциальную информацию.

3. Учет базы клиентов в разрезе МФО и ломбардов, за исключением ТОП-10

№ П/П Наименование База клиентов
1 TAS кредит коммерческая тайна
2 Megapolis коммерческая тайна
3 Auto Cash 1000-2500 чел. в месяц
4 Vivat Lombard коммерческая тайна
5 ANS-autolombard коммерческая тайна
6 Lombardini коммерческая тайна
7 Автоломбард Гепард коммерческая тайна
8 Ramad Finance коммерческая тайна
9 Auto Finance коммерческая тайна
10 Астра Ломбард 50 000 чел. в месяц
11 Автобизнес Плюс коммерческая тайна
12 Credit Time 500 чел. в месяц
13 Автоломбард на Бульваре коммерческая тайна
14 D-Финанс.kz 400-500 чел. в месяц
15 TEZ автоломбард коммерческая тайна
16 Автоломбард Первый коммерческая тайна
17 Колёса коммерческая тайна
18 Elit коммерческая тайна
19 Пегас коммерческая тайна
20 Автоломбард MAESTRO коммерческая тайна

Источник: ИМСИ «Elim»

За основу для расчета среднего потока МФО и ломбардов не предоставивших информацию по потоку клиентов и базе клиентов была определена средняя минимальная база клиентов на уровне 500 человек в месяц.

4. Учет базы б/у и новых авто в разрезе МФО и ломбардов по  РК

№ п/п Наименование Кол-во филиалов в городах РК Поток клиентов в мес. Доля б/у авто Доля новых авто
1 TAS кредит 24 19 000 15 200 3 800
2 Р-Финанс* 15 11 000 7 700 3 300
3 Сейф Ломбард* 5 10 000 8 500 1 500
4 Деньги Маркет* 9 10 000 7 000 3 000
5 Swiss capital* 4 10 000 6 000 4 000
6 Bravo Lombard* 3 10 000 7 000 3 000
7 Mogo Kazakhstan* 1 8 000 6 400 1 600
8 Hayat Capital* 1 7 000 6 300 700
9 Жана Кредит* 5 7 000 5 600 1 400
10 Астра Ломбард 12 5 000 4 000 1 000
11 Credit Time 2 5 000 4 000 1 000
12 D-Финанс.kz 1 5 000 4 000 1 000
13 Euro lombard* 1 5 000 4 000 1 000
14 Megapolis** 1 5 000 4 000 1 000
15 Vivat Lombard** 1 5 000 4 000 1 000
16 ANS-autolombard** 1 5 000 4 000 1 000
17 Lombardini** 2 5 000 4 000 1 000
18 Автоломбард Гепард** 1 5 000 4 000 1 000
19 Ramad Finance** 2 5 000 4 000 1 000
20 Auto Finance** 1 5 000 4 000 1 000
21 Автобизнес Плюс** 1 5 000 4 000 1 000
22 Автоломбард на Бульваре** 1 5 000 4 000 1 000
23 TEZ автоломбард** 1 5 000 4 000 1 000
24 Автоломбард Первый** 1 5 000 4 000 1 000
25 Колёса** 1 5 000 4 000 1 000
26 Elit** 1 5 000 4 000 1 000
27 Пегас** 1 5 000 4 000 1 000
28 Автоломбард MAESTRO** 1 5 000 4 000 1 000
29 Automoney* 5 2 500 2 375 125
30 Auto Cash 1 1 500 1 200 300
ИТОГО: 106 191 000 149 275 41 725

Источник: ИМСИ «Elim»

*на основе данных Таблицы №4 база клиентов в месяц с округлением +-2%;
**минимальная база клиентов 500 человек в месяц.

Таким образом, общее количество МФО и ломбардов на рынке РК составляет 30 ед. (106 филиалов). На основе предоставленных данных, полученных в результате кабинетных исследований, было выявлено среднее значение доли б/у и новых авто, предоставляемых в качестве залога в МФО и Ломбарды – 80% б/у авто и 20% новых авто, согласно данных от ТОП-10 МФО/ломбардов представленных в Таблице №4.
 Количественное распределение залоговых автомобилей выглядит следующим образом:

  • Б/У авто – 149 275 единиц в кредитном портфеле;
  • Новые авто – 41 275 единиц в кредитном портфеле;
  • Соотношение б/у и новых авто – 80%/20%.

1.3 Сегментация рынка б\у авто в залоге по ТОП-10 игрокам

Основные параметры сегментов микрофинансового рынка по ТОП-10 игрокам рынка РК были получены следующие значения:

  • Количественное  и %-ое  соотношения долей б/у и новых авто представлены в Таблице 5;
  • Основные марки авто состоящих на учете ТОП-10 МФО/ломбардов Республики Казахстан представлены в Таблице 6/

5. Доля Б/У и новых авто в разрезе МФО/ломбардов РК, в действующем кредитном портфеле

№ п/п Наименование Б/У авто в залоге % доли* Новые авто в залоге % доли* Итого**
1 TAS кредит 15 200 80% 3 800 20% 19 000
2 Р-Финанс 7 700 70% 3 300 30% 11 000
3 Сейф Ломбард 8 500 85% 1 500 15% 10 000
4 Деньги Маркет 7 000 70% 3 000 30% 10 000
5 Swiss capital 6 000 60% 4 000 40% 10 000
6 Bravo Lombard 7 000 70% 3 000 30% 10 000
7 Mogo Kazakhstan 6 400 80% 1 600 20% 8 000
8 Жана Кредит 5 600 80% 1 400 20% 7 000
9 Hayat Capital 6 300 90% 700 10% 7 000
10 Automoney 2 375 95% 125 5% 2 500

* данные соотношения долей приняты на основе достоверных сведений представленных ТОП-10 МФО/ломбардов.
** данные по количеству клиентов в расчете действующего кредитного портфеля представлены на основе сведений представленных от ТОП-10 МФО/ломбардов.

Общее количество автомобилей состоящих в залоге ТОП-10 МФО/ломбардов составляет 94 500 ед. Из них количество б/у авто – 72 075 ед., новых авто – 22 425 ед.

10. Б/У авто в залоге

Б/У авто в залоге

11. Новые авто в залоге

Новые авто в залоге

6. ТОП-10 моделей залоговых авто

№ п/п Марка/Модель Авто
1 Skoda
2 Volkswagen
3 Mercedes
4 KIA
5 Lada
6 Daewoo
7 Hyundai
8 Toyоta
9 Chevrolet
10 Audi

Источник: ИМСИ «Elim»

По результатам проведенного опроса МФО/ломбардов Республики Казахстан, в том числе Сейф ломбард, Mogo Kazakhstan, Hayat Capital (Альфа Ломбард), Деньги Маркет, Астра Ломбард, Auto money был составлен список ТОП-10 марок/моделей автомобилей, которые занимают основную долю в залоговой базе МФО/ломбардов.

В процессе опроса респонденты пояснили что,  чем выше ликвидность, тем этот автомобиль интереснее в качестве обеспечения. Наиболее популярные — это модели среднего ценового сегмента таких производителей, как Toyota, Hyundai, Ford и т.д..  Так же, набирают популярность автомобили отечественного производства последних годов выпуска. Как правило, старых дешевых автомобилей в МФО/ломбардах нет, это связано с ограничением по минимальной сумме финансирования — не менее 100 тыс.тг., а также ограничением по возрасту авто — не более 20-25 лет. Основу кредитного портфеля составляют машины среднего класса.

1.4 Критерии по учёту автомобилей у МФО и ломбардов в разрезе регионов РК

Согласно проведенного опроса в разрезе регионов РК были сформированы следующие основные критерии финансирования под залог  автомобилей в МФО и ломбардах РК:

  • % от стоимости авто на выдачу;
  • с правом и без управления авто;
  • год выпуска авто;
  • время оформления автокредита.

7. Основные критерии учета автомобилей в МФО и ломбардов в разрезе городов РК

№ п/п Регион Кол-во авто ломбардов % от стоимости авто на выдачу с правом и без управления авто Год выпуска авто Время оформления автокредита
1 Актау 3 от 40-70% с правом - 30%, без права- 70% с 1990 г. 30-60 минут
2 Актобе 10 от 30-85% с правом - 30%, без права- 70% с 1996 г.  10-60 минут
3 Алматы 14 от 40-85% с правом - 30%, без права- 70% с 1990 г 1-2 часа
4 Нур-Султан 4 от 40-85% с правом - 25%, без права- 75% с 1990 г. 1-2 часа
5 Атырау 5 от 40-70% с правом - 40%, без права- 60% с 1990 г. 30-60 минут
6 Караганда 11 от 35-80% с правом - 30%, без права- 70% с 1994 г.  10-60 минут
7 Кокшетау 5 от 60-90% с правом - 20%, без права- 80% с 1994 г. 30-60 минут
8 Костанай 4 от 40-70% с правом - 50%, без права- 50% с 1990 г. 30-60 минут
9 Кызылорда 3 от 40-70% с правом - 30%, без права- 70% с 1990 г. 15-60 минут
10 Павлодар 3 от 40-70% с правом - 50%, без права- 50% с 1990 г. 30-60 минут
11 Петропавловск 4 от 40-70% с правом - 50%, без права- 50% с 1990 г. 30-60 минут
12 Семей 5 от 35-70% с правом - 40%, без права- 60% с 1990 г. 20-60 минут
13 Талдыкорган 5 от 35-85% с правом - 20%, без права- 80% с 1994 г. 15-60 минут
14 Тараз 3 от 40-60% с правом управления с 1990 г. 40-60 минут
15 Туркестан 3 от 50-70% с правом - 30%, без права- 70% с 1994 г. 15-60 минут
16 Уральск 3 от 40-70% с правом - 60%, без права- 40% с 1990 г. 30-60 минут
17 Усть-Каменогорск 4 от 40-70% с правом - 25%, без права- 75% с 1990 г. 30-60 минут
18 Шымкент 8 от 35-85% с правом - 25%, без права- 75% с 1990 г. 15-120 минут
ИТОГО в среднем: 97 от 40-70% с правом - 30%, без права- 70% с 1990 г. 30-60 минут

Источник: ИМСИ «Elim»

При этом, в зависимости от срока и состояния автомобиля сумма финансирования может составлять от 30% до 90 % оценочной стоимости авто. Средний диапазон суммы выдаваемых кредитов составил от 40 до 70%% оценочной стоимости автомобиля.

В исследовании приняло участие 97 ед. действующих сетей МФО и ломбардов.

Наибольшую оценку авто  - до 85%, рассматривают в в таких городах как: Нур-Султан, Алматы, Актобе, Кокшетау, Шымкент, Караганда.

С правом управления предлагают 30% компаний и 70% без права управления.

По году выпуска автомобили принимаемые в качестве залога допускаются не ранее 1990 года выпуска, однако  учитывается и техническое состояние конкретного автомобиля.

Среднее затраченное время на оформление залога составляет от 30 до 60 минут.

1.5 Автомобильный рынок РК в разрезе сегментов

Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» информирует о динамике продаж новых легковых автомобилей.

По результатам отчетного периода официальными дилерами было реализовано 89 097 автомобилей, что на 24,8% выше результата 2019 г.

Наиболее крупный сегмент казахстанского рынка - автомобили компактного класса (B-сегмент) доля которых составила 45,8%, или 40 777 ед. В сравнении с 2019 г. данный сегмент рынка вырос на 76,9%. ТОП-3 моделей возглавили Lada Granta (7 558 ед.; +50,1%), Ravon Nexia (5 945 ед.; +98,9%) и Hyundai Accent (5 160 ед.; +47,6%).

Сопоставимой популярностью у казахстанцев пользуются кроссоверы и внедорожники. Доля класса SUV составила 35,9% или 31 975 ед., рост на 6%. Лидируют здесь Hyundai Tucson (4 903 ед.; +4,8%), Hyundai Creta (3 495 ед.; +28,3%) и Lada 4х4 (3 188 ед.; -14,8%).

Автомобили Toyota Camry (4 297 ед.; -32,9%), Hyundai Sonata (943 ед.; рост в 4,7 раза) и Chevrolet Malibu (305 ед.) заняли лидирующие позиции среди семейных автомобилей D-класса (6,7%; 5 929 ед.).

Сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV) занял 5,6% доли рынка, или 4 998 ед. техники. Здесь лидерами являются GAZ Next (2 682 ед.; +32,6%), UAZ 3909 (597 ед.; -2,1%;) и UAZ 3962 (262 ед.; +30%).

Отрицательную динамику продемонстрировал сегмент C или гольф-класс (3,5%; 3 155 ед.), продажи в котором упали на 39,4%. Это единственный сегмент, все лидеры которого показали внушительное снижение сбыта. Рейтинг сложился следующим образом: Hyundai Elantra (2 027 ед.; -23,3%), Toyota Corolla (693 ед.; -49,7%) и KIA Cerato (318 ед.; -42,5%).

8. Рейтинг сегментов автомобильного рынка РК за 2020 год

№ п/п Сегменты/модели Количество, ед. Доля, % Динамика, % 2020/2019
1 B (компактный класс) 40 777 45,8 76,9
Lada Granta 7 558 8,5 50,1
Ravon Nexia 5 945 6,7 98,9
Hyundai Accent 5 160 5,8 47,6
2 SUV (кроссоверы и 31 975 35,9 5,9
внедорожники)
Hyundai Tucson 4 903 5,5 4,8
Hyundai Creta 3 495 3,9 28,3
         
Lada 4x4 3 188 3,6 -14,8
3 D (семейный класс) 5 929 6,7 -16,6
Toyota Camry 4 297 4,8 -32,9
Hyundai Sonata 943 1,1 373,9
Chevrolet Malibu 305 0,3 -
4 LCV (лёгкие коммерческие авто) 4 998 5,6 31,5
GAZ Next 2682 3 32,6
UAZ 3909 597 0,7 -2,1
UAZ 3962 234 0,3 30
5 C (гольф-класс) 3 155 3,5 -39,4
Hyundai Elantra 2 027 2,3 -23,3
Toyota Corolla 693 0,8 -49,7
KIA Cerato 318 0,4 -42,5
6 PickUp (пикапы) 1 179 1,3 -7,2
Toyota Hilux 746 0,8 -27,4
JAC T6 237 0,3 189
UAZ Patriot Pickup 75 0,1 63
7 MPV (минивэны) 561 0,6 190,7
Chevrolet Damas 521 0,6 -
Volkswagen Caravelle 21 0,02 16,7
Volkswagen Transporter 19 0,02 -48,7
8 E (бизнес-класс) 300 0,3 -17,4
Lexus ES 212 0,2 -11,7
BMW 5 46 0,1 -27
Audi A6 15 0,02 87,5
9 A (микроавтомобили) 134 0,2 31,4
Ravon R2 85 0,1 2025
KIA Picanto 49 0,1 -50
10 F (представительский 65 0,07 -21,7
класс)
BMW 7 18 0,02 50
Jaguar F-Type 15 0,02 -28,6
BMW 8 10 0,01 233,3
11 S (спорткупе) 24 0,03 -17,2
PORSCHE 13 0,01 -
Cayman/Panamera
PORSCHE Taycan 5 0,01 -
  PORSCHE 911 Turbo 3 0,003 -
Итого (по сегментам): 89 097 24,8

Источник: Казавтопром РК

II. Конкуренция на рынке МФО и ломбардов РК

2.1 Анализ МФО и ломбардов на территории РК

В результате опроса 30 действующих МФО и ломбардов на территории Республики Казахстан были определены  основные параметры, условия  и требования предъявляемые к заемщикам при выдаче кредитов.

9. Анализ действующих МФО и ломбардов в РК

Наименование МФО/ломбарда Размер кредита в % от оценочной стоимости авто Услуги по обременению и нотариуса С правом  или без права управления Наличие справки о доходах и кредитной истории Осмотр и проверка авто
1 Bravo автоломбард 70-80% платит клиент с правом и без нет как удобно
2 Auto money 70-85% платит клиент с управлением нет у нас на месте
3 Megapolis 50% на усмотрение с правом и без нет на месте
4 Р-Финанс 40% платит клиент с правом нет на месте
5 Auto Cash 40% на усмотрение с правом и без проверка да
6 Euro autolombard 40% на усмотрение с правом и без нет на месте
7 Vivat Lombard 50% платит клиент с правом и без нет на месте
8 Swiss Capital 50-60% платит клиент с правом да  не проверяем
9 ANS autolombard 50% платит клиент с правом нет на месте
10 Lombardini 85% всё включено с правом и без нет на месте
11 Tascredit 60-70% платит клиент с правом и без нет на месте
12 Mogo Ломбард 70% бесплатно с правом нет на месте
13 Автоломбард Гепард 40% платит клиент с правом и без нет на месте
14 Ramad Finance 30-60% платит клиент с правом и без нет на месте
15 Auto Finance 85% платит клиент с правом и без нет на месте
16 Астра Ломбард 60-70% платит клиент с правом и без нет на месте
17 Сейф Ломбард 50% платит клиент с правом и без нет на месте
18 Жана Кредит 35-50% платит клиент с правом и без нет на месте
19 Автобизнес Плюс 30-40% платит клиент с правом и без нет на месте
20 Credit Time 60% платит клиент с правом нет на месте
21 Автоломбард на Бульваре 30-70% платит клиент с правом и без нет на месте
22 D-Финанс.Kz индивидуально как удобно с правом и без нет на месте
23 TEZ автоломбард индивидуально платит клиент нотариус, обременение ломбард с правом и без нет на месте
24 Автоломбард Первый 70% платит клиент без права нет на месте
25 Колёса 80-90% платит клиент с правом и без нет на месте
26 €lit 70% клиент платит без права нет на месте
27 Пегас 70% клиент платит без права нет на месте
28 Деньги Маркет индивидуально клиент платит с правом нет на месте
29 Hayat Capital 85% клиент платит с правом и без нет на месте
30 Автоломбард MAESTRO 60% клиент платит с правом и без нет на месте

Самый минимальный размер кредита в % от оценочной стоимости авто – 40%;
Самый максимальный размер кредита от стоимости авто – 85%;
Средний размер кредита от оценочной стоимости авто – 60%;
Услуги по обременению и нотариальные услуги – платит клиент (80%);
С правом или без права управления – 70%;
С правом управления – 20%;
Без права управления – 10%;
Наличие справки о доходах и кредитной истории – не требуется;
Осмотр и проверка авто – на месте.

Продолжение Таблицы 9

Наименование МФО/ломбарда С какого года выпуска принимается авто в залог? Достаточно ли тех. паспорта и удостоверения? Сколько времени занимает на оформление автокредита Максимальный срок автокредита Вносится ли в базу обременения авто?
1 Bravo автоломбард с 1996/2000 да от 10-30 мин 1 год вносится
2 Auto money с 1996 да 2 часа 4 года вносится
3 Megapolis с 2005 да 1 час до 1 года вносится
4 Р-Финанс 1990 да 1-1,5 часа до 2 лет вносится
5 Auto Cash 1998 да 1 час до года вносится
6 Euro autolombard 1997 да 40 минут 1 год вносится
7 Vivat Lombard 1998 да 1 час 1 год вносится
8 Swiss Capital 2000 да 2-3 часа 1 год / либо ежемесячно до 5 лет вносится
9 ANS autolombard 2001 да 30-40минут 1 год вносится
10 Lombardini 2000 и СРТС 40 минут 2 года вносится
11 Tascredit не имеет значения да 30-40 минут 3 года вносятся
12 Mogo Ломбард не имеет значения да 1,5-2 часа 7 лет вносятся
13 Автоломбард Гепард 1995 да 30 минут год вносятся
14 Ramad Finance 2000 да 30 минут до 1 года вносятся
15 Auto Finance 1995 да 15-30минут 1 год вносятся
16 Астра Ломбард 2015 да 30-60минут 30 дней вносятся
17 Сейф Ломбард 2000 да 15-30 минут до 1 года вносятся
18 Жана Кредит 1999 да 20-30 минут 1 год вносятся
19 Автобизнес Плюс 2007 да 30 минут 30 месяц вносятся
20 Credit Time 2000 да 1 час до 3 лет вносятся
21 Автоломбард на Бульваре 1992 да 30 минут 6 месяцев вносятся
22 D-Финанс.Kz 2000 да 30 минут не ограничен вносятся
23 TEZ автоломбард 2000 да 30 минут 1 год вносятся
24 Автоломбард Первый 2000 да 1 час не ограничен вносятся
25 Колёса 1995 да 40 минут 1 год вносятся
26 €lit не имеет значения да 40-60 минут 5-45 дней вносятся
27 Пегас 1990 да 1 час не ограничен вносятся
28 Деньги Маркет 1994 да 40-60 минут 1 год вносятся
29 Hayat Capital 2000 да 15-30 минут 1 год вносятся
30 Автоломбард MAESTRO 1990 да пол дня 1 год вносятся

Источник: ИМСИ «Elim»

Ограничений для залоговых автомобилей по году выпуска практически нет. От срока службы зависит оценочная стоимость и, соответственно, размер кредита.

Для оформления кредита достаточно наличие удостоверения личности собственника и технический паспорт автомобиля.

Времени на оформление автокредита затрачивается в среднем от 30-60 минут.
Максимальный срок автокредита – в среднем до 1 года;

По результатам выдачи кредита данные залогового автомобиля вносятся в базу обременений.

2.2 Ставка кредита  под залог автомобиля в РК

По проведенному анализу ставок кредитования под залог автомобилей МФО и ломбардами в РК, размер ставок кредитования у различных МФО и Ломбардов может составлять от 3,3 до 6% в месяц.

10. Ставки кредитования  МФО и ломбардами по РК

Наименование МФО/Ломбарда % ставка в мес. % ставка в день Ссылка на источник
ставка 6%  
1 €lit 6% 0,20% https://elitelombard.kz
ставка 4-4,5%  
2 Автоломбард на Бульваре 4,5% 0,15% https://2gis.kz/karaganda/firm/70000001020281869
3 Bravo автоломбард 4% 0,133% www.bravolombard.kz
ставка 3,5-4%  
4 TAS кредит 3,59% 0,12% https://tascredit.kz/ru/
5 Auto money 3,5-4% 0,12%-0,13% auto-money.kz
6 Vivat Lombard 3,5-4% 0,12%-0,13% +7(727) 293-85-28 · +7(727) 327-93-71 · +7 707 571 73 31
7 Lombardini 3,5-4% 0,12%-0,13% lombardini.kz
8 Mogo Ломбард 3,5-4% 0,12%-0,13% www.mogo.kz
ставка 3,75%  
9 Р-Финанс 3,75% 0,125% https://r-finance.kz/
10 Swiss Capital 3,75% 0,125% swisscapital.kz
11 Credit Time 3,75% 0,125% https://credittime.kz
12 D-Финанс.Kz 3,75% 0,125% +7‒775‒297‒11‒11
+7‒776‒552‒83‒92
13 TEZ автоломбард 3,75% 0,125% +7 (7212) 41‒33‒33 +7‒771‒00‒66‒777
14 Пегас 3,75% 0,125% +7‒701‒252‒66‒43
ставка 3,7%  
15 Megapolis 3,7% 0,123% +7‒700‒777‒57‒67
16 Жана Кредит 3,7% 0,123% www.zhana-credit.kz
17 Автоломбард MAESTRO 3,7% 0,123% +7‒705‒316‒12‒00
+7‒771‒538‒00‒22
18 Колёса 3,7% 0,123% kolesa-autolombard.kz
ставка 3,6%  
19 Астра Ломбард 3,69% 0,123% www.astra-lombard.kz seiflombard.kz
20 Сейф Ломбард 3,69% 0,123%  
21 Автоломбард Гепард 3,6% 0,12% avtolombard.asia
22 Ramad Finance 3,6% 0,12% www.lombard-rf.kz
23 Auto Finance 3,6% 0,12% avtofinans.kz
24 Автобизнес Плюс 3,6% 0,12% auto-lombard-plus.kz
25 Автоломбард Первый 3,6% 0,12% автоломбард-идеал.kz
26 Деньги Маркет 3,6% 0,12% https://avto-dengi.kz/
27 Hayat Capital 3,6% 0,12% https://avto-lombard.kz/
ставка 3,3-3,5%  
28 ANS autolombard 3,5% 0,117% ans-autolombard.kz
29 Euro autolombard 3,39% 0,113% euro-autolombard.kz
30 Auto Cash 3,3% 0,110% autocash.kz

Источник: ИМСИ «Elim»

12. Распределение ставок кредитования под залог автомобилей в % месяц

Распределение ставок кредитования  под залог автомобилей в  % месяц

2.3 Сравнение кредитных ставок под залог автомобилей

Условия кредитования, предлагаемые МФО «TAS кредит», являются наиболее щадящими для клиентов. Так ставка вознаграждения за пользование кредитными средствами в МФО «TAS кредит» составляют 3,59%, тогда как остальные микрокредитные организации предлагают кредиты под более высокие проценты.

Сравнительные данные по ставкам за пользование кредитом представлена в Таблице 11:

11. Сравнение % ставок с «TAS кредит»

Наименование МФО/Автоломбарда % ставка % ставка TAS кредит Разница % ставок
1 €lit 6% 3,59% +2,41%
2 Автоломбард на Бульваре 4,5% 3,59% +0,91%
3 Bravo автоломбард 4% 3,59% +0,41%
4 Auto money 3,5-4% 3,59% +0,16%
5 Vivat Lombard 3,5-4% 3,59% +0,16%
6 Lombardini 3,5-4% 3,59% +0,16%
7 Mogo Ломбард 3,5-4% 3,59% +0,16%
8 Р-Финанс 3,75% 3,59% +0,16%
9 Swiss Capital 3,75% 3,59% +0,16%
10 Credit Time 3,75% 3,59% +0,16%
11 D-Финанс.Kz 3,75% 3,59% +0,16%
12 TEZ автоломбард 3,75% 3,59% +0,16%
13 Пегас 3,75% 3,59% +0,16%
14 Megapolis 3,7% 3,59% +0,11%
15 Жана Кредит 3,7% 3,59% +0,11%
16 Автоломбард MAESTRO 3,7% 3,59% +0,11%
17 Колёса 3,7% 3,59% +0,11%
18 Астра Ломбард 3,69% 3,59% +0,10%
19 Сейф Ломбард 3,69% 3,59% +0,10%
20 Автоломбард Гепард 3,6% 3,59% +0,01%
21 Ramad Finance 3,6% 3,59% +0,01%
22 Auto Finance 3,6% 3,59% +0,01%
23 Автобизнес Плюс 3,6% 3,59% +0,01%
24 Автоломбард Первый 3,6% 3,59% +0,01%
25 Деньги Маркет 3,6% 3,59% +0,01%
26 Hayat Capital 3,6% 3,59% +0,01%
27 ANS autolombard 3,5% 3,59% -0,09%
28 Euro autolombard 3,39% 3,59% -0,20%
29 Auto Cash 3,3% 3,59% -0,29%

Источник: ИМСИ «Elim»

По данным анализа разница в процентных ставках  варьируется:

  •  +0,01% в сравнении с 7 МФО/Автоломбарда: Автоломбард Гепард, RamadFinance, AutoFinance, Автобизнес Плюс, Автоломбард Первый,Деньги Маркет, Hayat Capital.
  • +0,16% в сравнении с 10 МФО/ломбардов: Automoney, VivatLombard, Lombardini, Mogo Ломбард, Р-Финанс, SwissCapital, CreditTime, D-Финанс.Kz, TEZ автоломбард, Пегас.
  • +0,11% в сравнении с 4 автоломбардами: Megapolis, Жана Кредит, Автоломбард MAESTRO, Колёса.
  • +0,10% в сравнении с 2 МФО/ломбардами: Астра Ломбард, Сейф Ломбард. 

III. Перспективы развития рынка МФО/ломбардов СНГ

В 2020 году в Казахстане были изменены законодательство и требования к работе МФО/ломбардов. Был создан специальный надзорный орган – агентство по финансовому регулированию и развитию. Под его контроль сегодня попадают функционирующие МФО.

Значительно трансформируется учетная регистрация. С 2020 года в Казахстане вступили в действие обновленные требования к ведению предпринимательской деятельности в сфере микрокредитования. Установлен минимальный размер капитала для начала деятельности. В областных центрах страны он должен быть не менее 50 миллионов тенге.

13. Динамика спроса физических лиц на кредиты за период 1 квартал 2019 года по 1 квартал 2021 года

Динамика спроса  физических лиц на кредиты за период 1 квартал 2019 года по 1 квартал 2021  года

Источник: Нац. банк РК

В настоящее время МФО/ломбарды в СНГ обязаны подавать в контролирующий орган годовую финансовую отчетность, так как бизнес подконтролен центральному банку государства. Функционируют отраслевые ассоциации для содействия и помощи бизнесу в решении различных вопросов связанных с деятельностью микрокредитных организаций.

Сегодня страны начинают потихоньку восстанавливать экономику после карантина, привыкать к новой реальности и пытаются сгладить последствия экономического урона, нанесённого кризисом. В подобных условиях, без сомнения, МФО будут наращивать обороты, трансформироваться и развиваться. Ожидается, что в ближайшее время с использованием франшизы будут открываться новые филиалы в таких перспективных регионах как Армения, Азербайджан, Республика Казахстан и Украина.

Отрасль скорее всего ждет рост. Однако, следует отметить, что судя по статистике поисковых запросов фразы «автоломбард» в Яндексе и Google, наблюдается отрицательная динамика.

14. Количество интернет-запросов «автоломбард» в РК Яндекс

Количество интернет-запросов «автоломбард» в РК Яндекс

Источник: https://wordstat.yandex.ru/

15. Количество интернет-запросов «автоломбард» в РК Google

Количество  интернет-запросов «автоломбард» в РК Google

Источник: https://trends.google.kz/

Числа обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю в таблице для определенного региона и периода времени. 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 – уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем. 0 баллов означает местоположение, по которому недостаточно данных о рассматриваемом запросе.

IV. SWOT-анализ

Сильные стороны

  1. Основная доля по количеству авто приходится с возрастом от 15 лет и выше - 2 220 720 ед., что благоприятно сказывается на охват клиентов с условием приема авто в залог с годом выпуска от 1995-2000 год.
  2. Рынок автомобилей иностранного происхождения с долей 74% на рынке, благоприятно сказывается на уровень качества и состояния автомобиля.
  3. Положительная выгодная разница по % ставкам TAS кредит в сравнении с конкурентами на 90% (от общего количества МФО РК) от +0,01% до +2%.

Слабые стороны

  1. Большая часть сделок по купле и продаже авто приходиться на рынок б/у автомобилей, что снижает уровень предложения суммы кредита.
  2. Автомобили российского происхождения занимают 50% доли с возрастом от 15 лет и выше от общего количества российских автомобилей на рынке, что во многом снижают уровень оценки стоимости автомобиля.

Возможности

  1. С установлением минимального размера собственного капитала ломбардов т.е. не менее 50 миллионов тенге, уровень конкуренции снизился на 50-60%.
  2. Большинство компаний, продающих франшизы, предлагают условия сотрудничества с минимальным первоначальным взносом, отсутствием риска, высокой прибыльностью и быструю окупаемость.
  3. 80% действующих МФО/ломбардов не предоставляют бесплатных услуг по обременению и услугам нотариуса, а также предлагают кредиты  в среднем в размере 50-60% от стоимости авто. Увеличение размера кредита при той же стоимости может увеличить объемы кредитования.
  4. Одной из возможностей объемов кредитования является расширение филиальных сетей МФО/ломбардов.

Угрозы

  1. Снижение спроса физических лиц на автокредиты за последние 2 года на 20% связанны с осторожностью граждан в период кризиса, когда люди находятся в режиме ожидания и стремятся сохранить остатки своего благосостояния. Как следствие, темп прироста объемов кредитования под залог автомобилей может сократиться.
  2. Приостановление и закрытие деятельности МФО/ломбардов на фоне увеличения минимального уставного капитала на 50 млн. тенге по решению АФР и Национального банка РК с 2020 года так же сокращает объемы кредитования.

Ретроспектива: анализ автомобильного рынка Казахстана за 2011-2016 годы

Предыдущее исследование автомобильного рынка РК наше маркетинговое агентство проводило в 2016 году. Ниже мы поместили некоторые данные из того исследования. Если для анализа рынка вам нужны данные по Казахстану за предыдущие годы, обращайтесь. У нас гигабайты полезной рыночной информации.

Макроэкономическая ситуация в Казахстане в 2016 году

Падение цен на нефть в 2014-2015 годах спровоцировало сокращение расходной части бюджета страны и девальвацию тенге — что, с учетом важнейшей роли государства в экономике, сказалось на темпах роста ВВП, а также привело к резкому падению уровня реальных доходов населения. Потребительские предпочтения изменились практически у всех казахстанцев.

Автомобильный рынок Казахстана в 2016 году: импорт и производство

Происходил спад импорта легковых автомобилей в Казахстан, причем максимальный спад (в 3,9 раз в натуральном выражении и в 2,4 раза в стоимостном выражении) пришелся на 2015 год ( рисунок 1).

1. Импорт автомобилей в Казахстан (штук)

Импорт автомобилей (штук) в Казахстан

В структуре импорта преобладали новые автомобили, доля которых за период с 2011 по 2015 год не опускалась ниже 86%. При этом, в 2016 году, несмотря на сокращение доходов жителей Казахстана в долларовом эквиваленте, доля импорта автомобилей, бывших в эксплуатации сократилась до минимальных значений.

Это объясняется, с одной стороны, появлением доступных новых автомобилей, а с другой стороны – введением ограничений на ввоз подержанных автомобилей в Казахстан (рисунок 2).

2. Соотношение новых и бывших в эксплуатации легковых автомобилей в структуре импорта РК (%)

Соотношение  новых и бывших в эксплуатации легковых автомобилей в структуре импорта (%) Казахстана

Структура импорта новых легковых автомобилей в Казахстан стала более полярной: на долю России и Японии приходилось более 89% импорта, а доля в импорте остальных регионов кроме Китая сокращалась (рисунок 3).

3. Структура импорта новых легковых автомобилей в Казахстан в натуральном выражении (% от общего количества штук)

Структура импорта новых  легковых автомобилей в Казахстане в натуральном выражении

Производство автомобилей в Казахстане также сократилось, в особенности в 2015 году, что связано с сокращением доходов населения, а также увеличивающимся импортом легковых автомобилей из России.

О нас

Мы помогаем развивать бизнес в Казахстане с 2011 года: провели более 300 исследований на рынке РК. Наши возможности позволяют проводить маркетинговые исследования и социологические опросы даже в условиях эпидемии. Нам хорошо знакомы особенности менталитета жителей Казахстана.

Не пропустите новые статьи! Подпишитесь на информационную рассылку "ИМСИ Elim".