Институт маркетинговых и социологических исследований Elim
Маркетинговая компания в Астане и Алматы +7 (701) 711-71-11

Маркетинговые исследования в Казахстане: изменение спроса в условиях девальвации тенге

Маркетинговое агентство “ИМСИ Elim” регулярно проводит исследования рынков Казахстана.

Пожалуй, одним из главных вопросов, интересующих бизнесменов, ориентирующихся на внутренний спрос в Республике Казахстан, является понимание того, как изменится спрос населения на основные товары и услуги из-за перехода тенге к плавающему курсу.

Основной ответ на этот вопрос кроется в понимании структуры производства и потребления товаров и услуг в Казахстане. Является очевидным повышение цен на импортные товары, хотя и с оговоркой – ввозимое и производимое в России и Китае, которые также девальвируют свои валюты, будет дорожать меньшими темпами, чем производимое в странах ЕС и США.

Краткий обзор рынка Казахстана

Согласно данным Комитета по статистике за 2 квартал 2015 года – 45,3% казахстанцы тратят на продовольственные товары, 24,4% - на непродовольственные товары и 22,8% - платные услуги. По сравнению с первым кварталом 2015 года – на 0,7% выросли расходы на продовольственные товары – следует ожидать дальнейшего роста расходов на продовольствие по ряду причин, перечисленных ниже.

Во-первых, доля импортируемых продуктов питания в Республике Казахстан превышает в стоимостном выражении 75% - большая часть поставляется из России и Китая, однако такой перекос в производстве и импорте, несомненно, приведет к росту цен на внутреннем рынке РК.

Во-вторых, следует ожидать роста стоимости производства в отраслях, где используются импортируемые составляющие и ингредиенты. Таких подотраслей в пищевой промышленности РК, по разным оценкам, от 30 до 50%.

В-третьих, росту доли трат на продовольственные товары будет способствовать сокращение реальных доходов жителей страны – зарплаты даже в номинальном выражении вряд ли обгонят рост официальной инфляции по итогам 2015 года.

Таким образом, за счет сокращения потребления услуг и непродовольственных товаров будет сохранен объем потребляемых продуктов питания. В связи с этим возможен ряд изменений, которые наблюдаются на рынке в РФ, который столкнулся с подобным шоковым состоянием ранее.

Прогнозы

Сокращение реальных доходов жителей Казахстана, вызванное девальвацией тенге и переходом к свободному курсу национальной валюты, приведет к изменениям, описанным ниже.

Недвижимость

Резкое сжатие размеров рынка недвижимости Казахстана – согласно получаемым статистическим данным – уменьшается число сделок на рынке недвижимости – покупателям и продавцам предстоит пройти через ситуацию когда одни продают недвижимость по старой долларовой цене, а другие предлагают обесценить реализуемую недвижимость на процент падения тенге по отношению к доллару. Согласно предыдущему опыту – истина находится где-то посередине – следует ожидать уменьшения долларовой цены, но на величину меньшую, чем падение курса тенге к доллару.

Электроника

Следует ожидать однозначного снижения спроса на премиальные модели электроники и техники, однако, согласно предварительному анализу ситуации на российском рынке – подобное замедление спроса произойдет в течение нескольких месяцев. Еще одним фактором, который, очевидно, подстегнет продажи - смартфонов и техники - праздничное настроение и дополнительные выплаты перед Новым годом – а с середины января можно будет наблюдать коренной разворот рынка – появление и все большее распространение более дешевых моделей техники, смартфонов и прочих товаров. Так, на российском рынке все более популярны дешевые и, часто не уступающие по качеству, версии Android телефонов, а продажи iPhone значительно менее активные, чем в прошлом году.

Продукты питания

Маркетинговые исследования, указывают, что со столь значительной долей зарубежных продуктов питания в структуре потребления, казахстанцы будут вынуждены увеличивать затраты на продукты питания. Исходя анализа предыдущих кризисных ситуаций, можно предположить, на чем будут экономить жители Казахстана в этот раз – прежде всего это напитки и алкогольная продукция – некоторые застолья обойдутся без дорогих заморских напитков; кондитерские изделия – рост стоимости шоколада и других зарубежных продуктов заставит часть казахстанцев вернутся к печенью и пряникам местных фабрик; рыба/мясо зарубежного производства – к сожалению, доля импорта мяса птицы, рыбы и некоторых готовых продуктов слишком велика в Казахстане, что, несомненно, приведет к сокращению их потребления.

Маркетинговые исследования в Казахстане

Если Вашу компанию интересуют маркетинговые исследования по конкретному рынку, возможные изменения вследствие девальвации и план действий – мы можем ответить на Ваши вопросы. Команда Института маркетинговых и социологических исследований обладает значительным опытом анализа кризисных ситуаций и подготовки планов действия и маркетинговых планов для компаний, столкнувшихся с трудностями в реализации собственных продуктов или для стартующего бизнеса.

Не пропустите новые статьи! Подпишитесь на информационную рассылку "ИМСИ Elim".