Маркетинговое агентство "ИМСИ Elim" работает в сфере проведения исследований рынков Казахстана. Мы проводим регулярные маркетинговые исследования на рынке Астаны, Алматы и других городов РК.
Несмотря на трудности переходного периода после обретения независимости, Казахстан с 1996 года. демонстрирует стабильный рост ВВП. Темпы роста ВВП варьируются от 1,2% до 13,5% в год. В 2014 году произошёл рост ВВП на 4,1%, в 2015 по предварительным данным – на 1,2%. По прогнозам в 2016 году ВВП Казахстана вырастет на 0,9-1,2%.
Начало 2016 года можно охарактеризовать как период резкого подъёма инфляции, на что повлияло в т.ч. введение гибкого режима обменного курса. При этом во второй половине года ожидается падение инфляции. Переход на свободный валютный режим в будущем повлияет на повышение конкурентоспособности казахстанской продукции на внешнем рынке. Маркетинговые исследования показывают, что спрос на казахстанскую продукцию, несомненно, скажется на сохранении положительных темпов роста ВВП.
Исследования показывают, что объём розничной торговли в Казахстане стабильно растёт на протяжении десяти лет, при этом объём розничной торговли в период 2004-2015 гг. вырос в 5 раз, причём сильнее всего выросли объёмы розничной торговли именно продовольственными товарами. За это время произошли как общереспубликанские экономические преобразования, так и положительные изменения в развитии конкретно этой отрасли. Что касается индекса физического объёма розничной торговли, то отметим, что до августа 2015 года индекс постоянно увеличивался, но во второй половине 2015 и начале 2016 года произошло небольшое снижение. Ожидается, что индекс стабилизируется к середине 2016 и к концу 2016 года возрастёт в сравнении с предыдущим годом. Несмотря на падение индекса физического объёма розничной торговли, общие объёмы торговли возрастают каждый месяц.
На сегодняшний день рынок розничной торговли продуктами питания в РК представлен небольшим количеством предприятий, основная часть которых - малые специализированные и неспециализированные магазины, т.е. небольшие торговые объекты с площадью менее 2000 кв.м. Анализ показывает, что средние и крупные торговые предприятия по продаже продуктов питания в Казахстане представлены в крупных городах и число их невелико. Среди торговых сетей, действующих на территории Казахстана, в Астане представлены:
Кроме того, на рынке розничной торговли продуктами питания Астаны работают региональные сети, представленные только в Астане и прилегающих районах:
Анализ показывает (см. график), что предприятия в сфере розничной торговли продуктами питания специализируются, в основном, на продаже напитков, табачных изделий, фруктов, овощей, а также хлебобулочных изделий.
Исследования говорят о том, что относительным дефицитом характеризуются предприятия по продаже мясных продуктов и мяса, по продаже рыбой и морепродуктами. Но если специализированные магазины по продаже рыбой и морепродуктами являются в принципе редко встречающимися из-за слабого спроса и высокой цены, то торговые предприятия по продаже мясом и мясопродуктами, в особенности специализированные, являются одной из наиболее перспективных форм розничной торговли.
Сейчас продажа мяса и мясных продуктов осуществляется преимущественно через торговые палатки и рынки, в которых зачастую не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и температурный режим, поэтому торговые точки, специализирующиеся на продаже мяса с применением более современного оборудования, будут пользоваться спросом со стороны потребителей.
Как показывает график, наибольшее число предприятий розничной торговли продуктами питания расположено в Алматы, что связано как с большим потребительским рынком, так и с относительной развитостью малого бизнеса в городе. Несмотря на заметное увеличение потребителей в столице Казахстана и на высокую инвестиционную привлекательность, число торговых объектов в Астане остаётся небольшим. Астана является центром притяжения инвестиций и активно развивающимся во всех сферах городом, поэтому открытие бизнеса и торговых объектов в этом городе отличается максимальной перспективностью.
Маркетинговые исследования указывают на то, что на сегодняшний день рынок розничной торговли продовольственными товарами в Казахстане недостаточно развит, в особенности, если учитывать спрос, опережающий рост фактических объёмов торговли. Сама по себе продажа продуктов питания обладает большой рентабельностью, что дополнительно усиливается возрастающими доходами населения и относительно небольшой конкуренцией на рынке ввиду маленького числа продуктовых торговых предприятий.
Если Вас интересует более подробная информация касательно рынка торговли продовольственных товаров, то маркетинговое исследование нашего агентства поможет Вам быстрее определиться в перспективах этой отрасли.
Не пропустите новые статьи! Подпишитесь на информационную рассылку "ИМСИ Elim".