Институт маркетинговых и социологических исследований Elim
Маркетинговая компания в Астане и Алматы +7 (701) 711-71-11

Определение размера рынка Исследование на заказ

Обновлено

Если вы намерены сделать крупные инвестиции, запустить новый продукт или купить бизнес, то исследование размера рынка - это важнейший шаг для принятия решения. Мы обладаем обширными и надежными данными по всем отраслям экономики Казахстана. Проанализируем темпы роста интересующего вас рынка, оценим его потенциал.

О рынке

Сведения о размере рынка и основных факторах его определяющих – это информация, необходимая для осознанного решения о вложении средств в проект. 

Нельзя запускать производство, не убедившись в наличии платежеспособного спроса.

В основе стратегических планов, маркетинговой стратегии и бизнес-плана должны лежать исследовательские данные о размере, темпах роста и потенциале рынка.

Результат продаж можно рассчитать еще до начала производства. Для этого нужно посмотреть на то, что происходит на рынке сейчас, иметь доступ к статистике, уметь правильно сформировать товарные группы и провести сегментирование.

Размер рынка

Размер существующего рынка – это объем потребления при сложившемся уровне цен и доходов. При определенных условиях размер рынка может быть увеличен. Но прежде чем строить планы наращивания продаж или инвестирования в проект, нужно определить, есть ли у рынка потенциал и какой. На этом этапе также важно узнать темп роста потребления, и от каких факторов он зависит.

Понимание размера рынка, отчего он зависит и как его определить - ключ к эффективному использованию инвестиционных средств, рациональному расходованию денег на рекламу и маркетинг, а также разработку продукта и его производство.

После проведенного анализа размера рынка выполняется расчет окупаемости проекта. Если гипотезы относительно уровня платежеспособного спроса подтверждаются, можно инвестировать в разработку продукта, покупку бизнеса, наращивание доли рынка. При этом важно правильно определить свой сегмент, чтобы не распылять ресурсы, и провести полное исследования рынка, в ходе которого детально изучаются потребности покупателей.

Повлиять на выбор потребителей в пользу своего товара относительно конкурентов и товаров-заменителей можно, изменяя свойства продукта, себестоимость, цену.

Мотивирование с использованием социокультурных факторов также дает хорошие результаты, но чаще всего является рекламой всего рынка, а не продукта конкретной компании.

При этом важно учитывать, что во многом тенденции рынка и темпы прироста зависят от состояния мировой и национальной экономики, роста или спада, действий государственных органов (стимулирующих или создающих препятствия для продвижения продукта).

Зачем определять размер рынка

«Для чего предпринимателю знать размер рынка? Разве это поможет заработать больше?». Это поможет, во-первых, не потерять деньги, во-вторых, достаточно точно спрогнозировать, на какой доход можно рассчитывать.

При наличии достоверных данных о том, сколько продукта продается на рынке сегодня, от чего зависит эта величина, и чего хотят потребители на самом деле, алгоритм расчета прибыли достаточно прост и основан на двух  тезисах:

  1. На рынке нельзя продать много больше, чем на нем продается. Сложившийся уровень потребления всегда обоснован, и его резкое изменение возможно только при резком изменении одного из ключевых факторов, формирующих спрос, например, себестоимости, цены. А для этого чаще всего требуется научный прорыв, который позволит сделать продукт более доступным.
  2. Конечные потребители не могут съесть больше физиологической нормы, освоить больше, чем позволяет культура потребления, купить более, чем позволяет доход, и израсходовать за год более, чем показывает статистическая норма потребления. На практике это означает, что спрос имеет логически объяснимый предел, и не имеет смысла вкладывать деньги в продвижение продукта, если он достигнут, так как доходность это не увеличит. В краткосрочной перспективе продажи увеличатся, а в долгосрочной не изменятся. Затраты и усилия просто не окупят себя.

Поэтому, зная, сколько потребляется сегодня, а также сильные и слабые стороны своего продукта относительно продуктов конкурентов, можно достаточно точно определить, сколько можно продать или заработать.

Оценка размера рынка

Размер рынка характеризуется двумя основными показателями: текущий (фактический) и максимальный (потенциальный).

Фактический размер рынка – это потребление продукта в текущем году, реализованный платежеспособный спрос.

Потенциальный размер рынка – это максимально возможный спрос, когда культура потребления продукта высоко развита, потребность потенциальных клиентов подкреплена доходом, и дальнейшее вложение средств в продвижение неэффективно.

Расчет фактического и потенциального размера рынка

При оценке фактического размера рынка обычно не возникает сложностей, если у предприятия есть доступ к статистическим данным производителей, импортеров и продавцов как оборудования, так и конечного продукта. Точность исследования снижается лишь из-за  наличия теневого сектора в экономике.

Если присутствие неточных, недостоверных или искаженных данных в исследовании не удается вовремя выявить, высока вероятность получить некорректный общий результат. Но обнаружить несоответствие можно, располагая статистической информацией о потреблении товаров, участвующих в технологической цепи.

Произвести корректную оценку максимального размера рынка гораздо сложнее. Алгоритм зависит от особенностей самого продукта. Ключевыми параметрами при определении показателя всегда выступают:

  • Степень освоения рынка.
  • Развитость культуры использования техники и технологии.
  • Наличие и появление на рынке товаров-аналогов.
  • Сложившийся уровень цен и эластичности спроса.
  • Качество представленных на рынке товаров.
  • Эффективность маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение продукта на рынок.
  • Макроэкономические показатели: уровень жизни, темп роста экономики (мировой и национальной) и др.

При расчете показателя ежегодного прироста рынка (от текущего размера до максимально доступного) ключевым фактором является эффективный спрос – спрос, подкрепленный денежными средствами.

Если в экономике присутствует равновесие, потребитель, стремящийся удовлетворить потребность, располагает доходом, то предприятие получает прибыль, не накапливая дебиторскую задолженность. При этом производственные мощности полностью загружены.

В периоды кризисов, а также в развивающихся экономиках, баланс в экономической системе нарушается, что затрудняет прогнозирование. Однако оценка риска также является важной составляющей прогноза.

Оценка  размера рынка необходима при принятии ключевых финансовых решений, в том числе при:

  • Разработке продукта с заданными характеристиками, который должен удовлетворить потребности, выявленной маркетологами в ходе исследования рынка.
  • Начале массового производства продукта, который на основании данных о неудовлетворенных потребностях спроектировал конструкторский отдел. На данном этапе изделие уже обладает более конкретным набором характеристик, известна его себестоимость, срок эксплуатации, ремонтопригодность, сложность сервисного обслуживания и т.п.
  • Выходе с продуктом на новый рынок, в первую очередь зарубежный. Прежде чем открывать филиал (создавать юридическое лицо, оформлять аккредитацию), вкладывать средства в рекламу, создание торговой сети, организацию сервисного обслуживания, нужно оценить возможный объем сбыта.
  • Покупке бизнеса или доли в производственном предприятии. Перспективы компании – это в первую очередь ее способность производить полезный, востребованный продукт.

Анализ размера рынка

Анализ размера рынка включает в себя сбор данных по рынку в целом, разбиение его на группы, сегментирование и изучение свойств отдельных составляющих. Эта работа проводится с целью выделения размера целевого рынка.

Анализ размера рынка необходим для:

  • составления паспорта рынка;
  • оценки инвестиционной привлекательности и доходности рынка;
  • проведения конкурентного анализа с последующей корректировкой выпускаемого ассортимента и/или свойств продукта, а также развития новых направлений деятельности;
  • прогнозирования.

Проведение анализа размера рынка всегда требуется перед выведением на рынок нового продукта или освоением нового рынка/направления.

Уже функционирующему предприятию на освоенном рынке анализ требуется для повышения эффективности. Если планы и прогнозы не исполняются, детальный анализ позволяет установить причины.

Размер рынка в бизнес-планировании

Основой для любого плана является текущая ситуация. Для ее формирования были и есть причины, с которыми можно работать, но изменить которые в один момент нельзя. Даже если удается добиться прорыва (взрывного роста), на создание базы для него уходит довольно много времени.

Для уже работающего предприятия текущая ситуация, базовый показатель бизнес-плана – это размер рынка сегодня при сложившемся объеме потребления. Плановый показатель – это сложившийся ежегодный темп прироста размера целевого рынка, скорректированный на планы компании увеличить свою долю за счет долей конкурентов.

Для предприятия, продвигающего новый продукт, плановый показатель рассчитывается с учетом  размера существующего рынка, размера целевого рынка, сложившегося темпа прироста и конкурентных преимуществ продукта относительно конкурентов.

Если размер рынка интересует вас в плане подготовки бизнес-плана

Одним из направлений деятельности нашей компании является составление бизнес-планов. Наши специалисты проводят консультации по разработке бизнес-планов.

Размер рынка и маркетинговая стратегия

Определение размера рынка – это первый шаг на пути разработки маркетинговой стратегии.

На первом этапе важно понять не только то, сколько потребляется, но и почему.

В ходе исследования и анализа рынка отбирается первичная информация о существующих сделках купли-продажи интересующего продукта: сколько покупается и потребляется конечным потребителем, как часто, на какую сумму, каковы характеристики и мотивация представителей целевой аудитории.

На основе собранной информации выделяется целевой рынок и определяется его размер. Критериями могут выступать:

  • территория;
  • транспортно доступная локация;
  • соответствие используемых технологий поставляемому оборудованию.

Имеет значение культура потребления, так как каждая разработка, программное обеспечение или технология содержат черты как корпоративной культуры разработчика, так и национальной культуры.

Следующий этап: сегментирование с выделением приоритетных сегментов и оценкой размера каждого сегмента, формирование оптимального предложения для своего сегмента. На языке маркетологов это называется поиск целевого рынка для продукта, обладающего определенными характеристиками. Причем значение имеет не только цена, качество и способность удовлетворять потребности, но и способ продажи и  послепродажного обслуживания.

На этом этапе важно отобрать приоритетные сегменты, в которые могут входить как группы потребителей, так и единичные крупные клиенты, на которых целесообразно сконцентрировать усилия.

На этой основе разрабатывается маркетинговая стратегия, которая позволяет:

  • добиться устойчивого конкурентного преимущества и увеличить долю рынка за счет точного определения своей ниши;
  • нарастить продажи, если ранее мероприятия по продвижению не давали результата из-за неверного определения целевой аудитории;
  • снизить затраты на маркетинг и рекламу;
  • выделиться среди конкурентов.

Однако прежде чем вкладывать деньги в продвижение, нужно определить размер рынка и размер целевого сегмента рынка, а также потенциал рынка, чтобы рассчитать уровень окупаемости вложений.

Наше агентство предлагает услуги по разработке маркетинговой стратегии  для продвижения компании на целевом рынке.

Экспертный анализ инвестиционных проектов

Наша компания оказывает услуги анализа инвестиционных проектов.

Для тех, кто занимается открытием, модернизацией или расширением бизнеса, требующих привлечение инвестиций, мы проводим маркетинговую (коммерческую) экспертизу инвестиционных проектов согласно требованиям казахстанских банков и частных инвесторов.

Размер рынка на основе внешнего товарооборота Казахстана (импорт/экспорт)

Определение размера рынка чаще всего является составляющей исследования рынка. В течение последних двух лет наиболее востребованным является очень гибкое в плане требований заказчика исследование рынка на основе данных об импорте и экспорте.

Его суть в том, что определив код ТН ВЭД, отдел аналитики нашей компании предоставит данные с 95-100% точностью по объему и динамике рынка импорта / экспорта в Казахстане:

  • доля компании на рынке в натуральном и денежном выражении;
  • доли конкурентов на рынке в натуральном и денежном выражении;
  • рейтинги конкурентов и поставщиков;
  • действующие цены ввоза;
  • потенциальные клиенты в разрезе импортеров и экспортеров;
  • наглядная инфографика;
  • анализ товарооборота по видам транспорта;
  • анализ товарооборота по странам;
  • обозначаем тенденции.

Это исследование служит базой для устойчивого развития и расширения бизнеса, эффективного выхода на экспорт.

Наш опыт и преимущества

Исследование окупается, если получены достоверные данные.

При исследовании размера рынка мы используем несколько источников информации, применяем методы сравнительного и содержательного экспертного анализа для проверки сведений.

Наличие объективных статистических сведений – одно из главных конкурентных преимуществ нашей маркетинговой компании. Помимо баз данных, которые у нас имеются, в штате есть интервьюеры, которые быстро и качественно собирают недостающие данные по рынку.

Сроки изготовления отчета

Мы стараемся провести исследование в максимально короткие сроки. В среднем на исследование уходит от 1 до 5 недель.

Стоимость услуг

Цена услуг по определению размера рынка зависит от сложности и глубины исследования.

Цена отдельных услуг по определению размера рынка может варьироваться в зависимости от специфики рынка.

Для расчета стоимости, пожалуйста, заполните бриф. Ответом будет официальное коммерческое предложение со сроками и стоимостью работ.

Базовые цены можно посмотреть на странице Маркетинговые исследования: стоимость оценки размера рынка

Как заказать исследование

Чтобы заказать услугу, а также получить более подробную информацию о стоимости и сроках проведения работ, оставьте свои контакты в форме обратной связи. В рабочее время специалисты выйдут на связь в течение 1-2 часов. Если нужна срочная консультация, свяжитесь по телефону.

Чтобы извлечь максимальную пользу из исследования, заранее определитесь с целями изучения рынка, поставьте конкретные задачи, которые должны быть решены маркетологами.