Институт маркетинговых и социологических исследований Elim
Маркетинговая компания в Астане и Алматы +7 (701) 711-71-11

Маркетинговые исследования рынка сигарет, сигар и табачной продукции в Казахстане

Агентство “ИМСИ Elim” занимается проведением маркетинговых исследований в Казахстане. Мы предлагаем исследования рынка в любом из интересующих вас секторов казахстанской экономики. Мы проведем маркетинговые исследования в Астане, Алматы, Шымкенте, Караганде, Актобе, любом другом городе РК. 

Краткий обзор на рынке сигарет и сигар в РК

Тенденции прошлых лет на рынке табачных изделий в Казахстане продолжались и в 2012-13 годах. Исследования табачного рынка в РК показывают, что уровень потребления сигарет имеет постоянный умеренный рост. Сигареты остаются самым популярным продуктом среди населения разных возрастов и профессий, в сельских и городских районах РК. По последним данным, курильщиками являются 65,3% мужчин и 20% женщин репродуктивного возраста. Многие считают, что курение помогает снять стресс. Молодые курильщики часто курят сигареты потому, что общение, сопровождаемое курением, продолжает восприниматься как стильный образ жизни. Цены на сигареты выросли в последние годы, но этот продукт все еще остается вполне доступным для курильщиков с любым уровнем доходов.  

Сегодня в торговых точках Казахстана можно встретить довольно широкий выбор сигарет в самых разных ценовых категориях. В некоторых торговых точках доля выручки от продажи табачных изделий достигает 30-ти процентов.

Опросы показывают, что лишь небольшой процент богатых казахстанцев могут позволить себе регулярное курение сигар. Большая часть курильщиков лишь изредка могут позволить себе это удовольствие. В большинстве случаев сигары приобретаются в качестве подарков. Некоторые жители Казахстана считают сигары символом статуса. Среди населения, сигары, как правило, воспринимается как более естественный и менее вредный продукт. В целом, сигары стоят дорого для большинства казахстанцев.

Маркетинговые исследования на рынке сигарет в Казахстане

В 2012-2013 г.г. во всех сегментах табачного рынка, кроме сигар, которые до сих пор считаются роскошью, наблюдаются значительные темпы роста в объемном и стоимостном выражении. Исследования показывают, что потребление табака растет как среди молодежи, так и женской части населения. Значительную роль в увеличении этого роста продолжают играть и разнообразные инновации продуктов, и всевозможные маркетинговые ходы со стороны производителей табачных изделий.

В результате вступления Казахстана в Таможенный союз, цены за единицу табачной продукции во всех ценовых сегментах в 2012 году увеличилась в среднем на 17%. Однако, это увеличение не привело к снижению числа курильщиков в стране, и сигареты остались доступным товаром. Лояльность потребителей и более широкое распространение табачных изделий среди всех слоев населения были одними из основных движущих факторов роста объемов продаж сигарет в РК.

Конкуренция на рынке сигарет в Казахстане

Маркетинговые исследования показывают, что потребленные на рынке Казахстана в последние годы сигареты большей частью произведены  транснациональными табачными компаниями и их региональными представительствами.

На глобальном уровне, в 2012 году на долю "Philip Morris International" пришлось рекордное количество продаж - 40%. Вслед за ней идет "Japan Tobacco" (JTI) с 37% в объеме продаж. Замыкает ведущую тройку "British American Tobacco" (8%).

В отличие от "British American Tobacco", "Philip Morris" и "JTI" имеют местные производственные мощности в Алматинской области Казахстана. Обе компании очень хорошо укрепились в Казахстане, осуществляя специальные социальные программы местного характера для своих сотрудников и местного сообщества.

На март 2014 года в Казахстане зарегистрировано 10 организаций, занимающихся  производством табачной продукции (ОКЭД - 12002). Из них 2 являются крупными предприятиями. 

количество предприятий в Казахстане, занимающихся производством и реализацией сигарет, сигар и табачных изделий

Лидеры на рынке сигар в Казахстане

"Corporación Habanos" сохраняет лидирующие позиции на рынке сигар в РК.  В 2012 году ее объемная доля в розничных продажах составила 24%.

В основном, все сигары и сигариллы в Казахстане продаются в специализированных магазинах, работающих в крупных городах страны - Алматы и Астане. Еще с советского периода кубинские табачные изделия хорошо известны здесь своим высоким качеством.

Казахстан: импорт и экспорт табачной продукции за 2013 год

В 2013 году экспорт табачной продукции из Казахстана в стоимостном выражении составил 92 997.4 тыс. дол. США, а импорт - 144 480.0 тыс. дол. США.

На диаграмме ниже представлена структура импорта/экспорта табачных изделий за 2013 год в разрезе стран.

импорт и экспорт сигарет и сигар в Казахстан в 2013

Перспективы развития рынка табачных изделий в РК

В периоде до 2017 года, предполагается, что продажи сигарет в Казахстане будет неизменно возрастать, несмотря на постоянно ужесточающиеся законы со стороны государства. Причинами служат улучшение экономики РК и рост покупательной способности населения.  Наибольшее увеличение продаж предполагается среди сигарет с низким содержанием смол и инновационными фильтрами.

Самым крупным каналом распространения сигарет в Казахстане являются традиционные продуктовые розничные магазины и киоски. Исследования показывают, что они постепенно они теряют свою долю на рынке торговли сигаретами в пользу больших супермаркетов. Их становится больше и там шире выбор.

Рынок сигар будет расти в соответствии с ростом потребительских расходов и учетом люксовости этого рыночного сегмента, который все еще в большей степени считается недоступным для большинства казахстанских потребителей.

Если в работаете на рынке сигарет и табачной продукции

Маркетинговое исследование в Казахстане, заказанное в нашей компании, поможет вам детальнее разобраться в потребностях казахстанского рынка табачных изделий, обнаружить скрытые возможности и принять экономически обоснованные  решения.

Не пропустите новые статьи! Подпишитесь на информационную рассылку "ИМСИ Elim".