Ранее мы разъяснили основные положения, касающиеся банкротства в РК. В этой статье мы расскажем об особенностях применения норм законодательства о реабилитации и банкротстве сельскохозяйственных и хлопкоперерабатывающих предприятий, хлебоприемных пунктов, градообразующих организаций, банков и страховых компаний в Казахстане. Подпишитесь на рассылку в конце статьи, если хотите знать больше.
Закон «О реабилитации и банкротстве» рассматривает общие нормы и принципы реабилитации (санации) и банкротства предприятий в Республике Казахстан.
Но есть отрасли хозяйствования в которых эти нормы и принципы имеют свои отличия, связанные как с особенностями их деятельности, формы собственности и значимости этих отраслей для экономики страны.
Такие особенности законодательства могут быть отражены как в Гражданском кодексе, Предпринимательском кодексе, Законе «О зерне», Законе «О развитии хлопкоперерабатывающих предприятий», Законе «О банках и банковской деятельности» и Законе о «Страховой деятельности».
Закон «О зерне» регулирует деятельность, реабилитацию и ликвидацию предприятий оказывающих услуги по складской деятельности с выпуском зерновых расписок осуществляемых хлебоприемными предприятиями на основании лицензии.
Закон «О развитии хлопкоперерабатывающих предприятиях» регулирует деятельность, реабилитацию и ликвидацию предприятий оказывающих услуги по складской деятельности с выпуском зерновых расписок осуществляемых хлопкоперерабатывающими предприятиями.
Закон «О банках и банковской деятельности» регулирует нормы по созданию, функционированию, регулированию и ликвидации банков.
Законе о «Страховой деятельности» регулирует нормы по созданию, функционированию, регулированию и ликвидации страховых компаний.
В части реабилитации (санации) и ликвидации предприятий Закон «О зерне» и Закон «О развитии хлопкоперерабатывающих предприятий» отличаются от базового Закона «О реабилитации и банкротстве» тем, что уполномоченным органом в первых двух случаях являются местные исполнительные органы в лице региональных управлений сельского хозяйства.
В случае со страховыми компаниями и банками второго уровня уполномоченным органом является Национальный банк Республики Казахстан.
Применение норм законодательства о реабилитации и банкротстве в отношении сельскохозяйственных предприятий обуславливается особенностями функционирования таких предприятий, сезонностью их деятельности и высокой зависимостью от природно-климатических и погодных условий в период их функционирования.
В этой связи при рассмотрении дел о реабилитации и банкротстве сельхозпредприятий суды учитывают эти особенности и требуют предоставление справок о погодных условиях в период предшествующий текущему циклу производства.
Кроме этого, в период проведения процедур реабилитации и банкротства и формирования конкурсной массы реабилитационным и банкротным управляющим необходимо учитывать положения Закона «О зерне» и Закона «О развитии хлопкоперерабатывающих предприятий», особенностей функционирования и погашения зерновых расписок хлебоприемных и хлопкоперерабатывающих предприятий.
Также, применение процедуры банкротства требует учета правового положения субъекта хозяйственной деятельности – индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств которое регулируется статьей 21 «ГК» и статьей 39 «Предпринимательского кодекса".
При установлении несостоятельности сельскохозяйственных производителей учитываются обязательства, срок исполнения по которым наступил не ранее предшествующего года.
При этом в зачет не берется год, предшествующий возбуждению процедуры банкротства, в течение которого возникли чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера либо особо неблагоприятные природно-климатические условия, явившиеся причиной неисполнения обязательств в срок.
Дополнительными требованиями при рассмотрении дел о реабилитации и банкротстве сельхозпредприятий являются обязательное требование о предоставлении кадастровой характеристики земель, а также необходимость предоставления данных о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера либо о природно-климатических условиях за предшествующий возбуждению процедуры банкротства год, которые требуются в случае несогласия должника с требованиями истца и признании предприятия банкротом.
В случае признания должником своей несостоятельности в отзыве на заявление кредитора, органа государственных доходов и иного уполномоченного государственного органа или прокурора представление дополнительных документов подобного содержания необязательно.
Все указанные ограничения, а также то, что для признания банкротства суд не учитывает текущие долги, и долги возникшие из-за чрезвычайных ситуаций и неблагоприятных погодных условий создают дополнительные препятствия при признании сельхозпредприятия банкротом.
В случае с хлебоприемными пунктами, оказывающими услуги по переработке и хранению зерна, а также хлопкоперерабатывающими предприятиями, процедуре ликвидации в обязательном порядке, предшествует процедура внешнего управления, инициируемая органами местного управления с назначением внешнего управляющего для реабилитации предприятий.
Если цели внешнего управления, за сроки назначенные судом не достигнуты, то вступают в силу нормы законодательства «О реабилитации и банкротстве» - уполномоченный орган инициирует судебные разбирательства о признании предприятия банкротом. Сроки рассмотрения, процедуры принятия решения в этом случае, идентичны общеустановленным нормам.
При наличии в имущественной массе предприятия-банкрота имущества, стоимость которого значительно снизится в течение срока до назначения банкротного управляющего (скоропортящиеся товары, скот и прочие товары, требующие срочной реализации), временный управляющий в срок не позднее трех рабочих дней со дня выявления такого имущества обязан составить план продажи имущества и представить его на согласование уполномоченному органу.
В случае, если достижение целей реабилитационной процедуры сельхозпредприятий невозможно вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо особо неблагоприятных природно-климатических условий, суд вправе продлить срок проведения реабилитационной процедуры не более чем на один год.
Процедура принятия решения о признании сельскохозяйственного предприятия, хлебоприемных пунктов, а также хлопкоперерабатывающих предприятий банкротом регулируется законом «О реабилитации и банкротстве».
При формировании реестра кредиторской задолженности и распределения очередности погашения кредиторской задолженности сельхозпредприятий все процедурные мероприятия соответствуют общим нормам закона «О реабилитации и банкротстве».
Для предприятий оказывающих услуги по переработке и хранению зерна, а также для хлопкоперерабатывающих предприятий принципы формирования очередности погашения несколько иные.
Если для сельскохозяйственных предприятий в первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, по взысканию алиментов, по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, с выплатой задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, по отчислениям и (или) взносам на обязательное социальное медицинское страхование; по выплате вознаграждений авторам за служебные изобретения, полезную модель, промышленный образец.
В случае с хлебоприемными пунктами и предприятиями, перерабатывающими хлопок, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое хлебоприемное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а задолженность по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору погашаются во вторую очередь;
Во вторую очередь, для сельхозпредприятий, удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества банкрота, оформленным в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В третью очередь, для сельхозпредприятий, погашаются налоговая задолженность, а также задолженность по таможенным платежам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, процентам.
Хлебоприемные и хлопкоперерабатывающие предприятия в третью очередь удовлетворяют требования держателей зерновых расписок, содержащих сведения о залоге. Требования держателей зерновых расписок, не содержащих сведения о залоге погашаются в составе четвертой очереди.
Для сельскохозяйственных предприятий в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами по гражданско-правовым и иным обязательствам, а также удовлетворяются требования кредиторов по авторским договорам, не вошедшим в состав первой очереди, залоговым обязательствам не вошедшим во вторую очередь, а также обязательства, возникшие в результате принятия судом решения о признании сделки недействительной и возврате имущества в имущественную массу банкрота.
В пятую очередь, для сельскохозяйственных предприятий удовлетворяются требования кредиторов по возмещению убытков и взысканию неустоек (штрафов, пени), а также по оплате труда и выплате компенсаций не вошедших в состав первой очереди.
Для хлебоприемных и хлопкоперерабатывающих предприятий в пятую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого хлебоприемного предприятия.
В шестую очередь, для сельскохозяйственных предприятий, удовлетворяются требования кредиторов, заявленные позже срока, установленного Законом «О реабилитации и банкротстве», за исключением требований по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью; по взысканию алиментов; по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, с выплатой задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, по отчислениям и (или) взносам на обязательное социальное медицинское страхование, по выплате вознаграждений авторам за служебные изобретения, полезную модель, промышленный образец.
Для хлебоприемных и хлопкоперерабатывающих предприятий в шестую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет, а расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами производятся в составе седьмой очереди.
Особенности деятельности сельскохозяйственных предприятий диктуют также и особенности мер принимаемых банкротным управляющим по поддержанию стоимости имущественной массы банкрота, к которым относятся:
Банкротный управляющий, также, обязан обеспечить надлежащее оформление права землепользования банкрота.
Продажа имущества сельхозпредприятия-банкрота производится в соответствии с Законом «О реабилитации и банкротстве». При этом в план продажи имущества банкрота включается дополнительное условие по первоначальному выставлению имущественной массы единым лотом на торгах в форме аукциона с обязательным сохранением основного вида деятельности.
В случаях наличия в имущественной массе предприятия-банкрота имущества, стоимость которого значительно снизится в течение срока до назначения банкротного управляющего (скоропортящиеся товары, скот и прочие товары, требующие срочной реализации), временный управляющий в срок не позднее трех рабочих дней со дня выявления такого имущества обязан составить план продажи имущества и представить его на согласование уполномоченному органу.
В случае, если аукцион не состоялся либо никто из его участников не приобрел единый лот, реализация имущества осуществляется раздельными лотами, при этом не допускается включение в раздельные лоты имущества, входящего в единый производственный комплекс.
В случае, если аукцион по лоту, в который включен единый производственный комплекс, не состоялся либо никто из его участников не приобрел единый лот, дальнейшая его реализация осуществляется по раздельным лотам.
Для хлебоприемных и хлопкоперерабатывающих предприятий принципиальных различий в процедурах реализации имущества с сельскохозяйственными предприятиями не имеется.
Отличием процедур банкротства градообразующих предприятий является предоставление суду выписки из перечня градообразующих предприятий и обязательное участие в судебном заседании соответствующей административно-территориальной единицы в лице уполномоченного акимом представителя.
В отдельных случаях государство имеет право погасить долги градообразующего предприятия в части обеспеченных залогом, а также вытекающих из гражданско-правовых обязательств градообразующего предприятия.
Погашение задолженности не является основанием для приобретения имущества градообразующего предприятия государством в собственность.
Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» не регулирует процедуры внешнего управления и ликвидации банков второго уровня и страховых компаний.
Указанные процедуры регламентируются Законом «О банках и банковской деятельности» и Законом «О страховой деятельности».
Уполномоченным органом в таких случаях выступает Национальный банк Республики Казахстан.
Не пропустите новые статьи! Подпишитесь на информационную рассылку "ИМСИ Elim".