Определение ёмкости рынка Исследование на заказ

По статистике более половины новых компаний банкротятся, так как приблизительный предварительный расчет спроса на продукт не оправдывается. Реализация бизнес-идеи без оценки объема и ёмкости рынка несет в себе огромные риски. Даже если предприятие не ждет полный крах, неверный расчет приведет к неправильному использованию ресурсов. Чрезмерные или недостаточные вложения в материалы, продвижение и продажу продукта — это неэффективное использование ресурсов, недополученная прибыль, а часто — прямые убытки. Выходить на рынок, не зная его объема и ёмкости, неправильно и нелогично.

Мы можем определить ёмкость и объем рынка как для новой компании, так и для предприятия, выходящего на новый рынок.

Ёмкость рынка: определение в маркетинге

Ёмкость рынка — это фактический спрос на услугу или товар, а также товары заменители, объем продаж, который уже освоен действующими участниками рынка, — реализованный рынок. Определение показателя позволяет ответить на такие вопросы как:

  • сколько покупателей готовы купить товар или заказать услугу;
  • какой объем продукта необходим для разового потребления;
  • как часто представители целевой аудитории совершают покупку.

Для выстраивания эффективной маркетинговой стратегии продвижения продукта данного знание ёмкости недостаточно. Также необходимо провести комплексный анализ рынка, чтобы изучить его объем, структуру, потенциал, динамику, уровень конкуренции. У нас также можно заказать исследование рынка регионов Казахстана, результаты которого позволят узнать своего потребителя. 

Ёмкость и объём рынка

Спрос на товары и услуги измеряется двумя основными показателями: объемом рынка и его ёмкостью. Их часто путают, так как различными экономическими школами было разработано множество сходных по смыслу и звучанию понятий. Но в данном случае различия довольно существенны.

Ёмкость рынка — это объем (в денежном выражении) фактически проведенных сделок купли-продажи товара на конкретном рынке за выбранный период.

Объём рынка (размер рынка) — это потенциальный спрос или, как говорят экономисты, отложенный спрос. Выйти на максимум компания может при определенных условиях, которые зависят не только от ее политики (действий менеджмента фирмы), но и от действий конкурентов, регуляторов (властей) и других факторов.

Адекватная оценка существующего и потенциального спроса позволяет реалистично оценить перспективы развития компании: увеличения сбыта, расширения доли бренда на нем. Только при наличии объективных данных о спросе можно корректно ответить на вопрос о целесообразности наращивания объемов производства.

Определить ёмкость рынка и его объём можно разными способами. Многое зависит от товара или услуги, отрасли и других факторов. Ёмкость в сегменте b2b чаще всего оценивается путем опроса экспертов.

Показатели продаж в сегменте розничной торговли можно получить как путем опроса потребителей, так и прибегнув к данным официальной и неофициальной статистики. Самую полную информацию дают полевые исследования. Но качество данных напрямую зависит от профессионализма маркетологов и других специалистов, подготавливающих и проводящих его.

Но общей оценки платежеспособного спроса также недостаточно для продвижения продукта. Успех продвижения и объемы продаж можно спланировать, только обладая детальными данными о потребителях. Для удовлетворения потребностей важно понимать особенности восприятия продукта покупателями, чувствительность к различным видам рекламы и т.п.

Ёмкость и доля рынка

Доля рынка показывает объём сбыта товара конкретным поставщиком на конкретном рынке. Фактически это часть рынка или определенного сегмента, которую занимает продукция или услуга определенного производителя. Прежде чем производить расчет долей необходимо выявить товары или бренды, представленные в определенной нише на конкретном рынке. Внешние факторы в большинстве случаев не оказывают влияния на долю конкретной компании, так как сказываются одинаково на всем рынке. Поэтому данный показатель довольно объективно характеризует конкурентную силу каждого бренда.

Ёмкость рынка в большей степени характеризует товар, характер спроса со стороны потребителя. Так как фактически показывает общий объём конечного потребления (розничных продаж). Информация может быть полезна в первую очередь при разработке маркетинговой политики, имиджа бренда, а также при продвижении конкретных марок.

Ёмкость сегмента рынка

Ёмкость рынка — это суммированный объём товаров и услуг, располагающихся в отдельных сегментах. Сегментирование как разделение всего рынка на сегменты по критериям сходных потребительских предпочтений позволяет:

  • детально изучить потребительские предпочтения;
  • сосредоточить усилия на основной целевой группе потенциальных потребителей; 
  • более эффективно распределять ресурсы при продвижении продукта.

Большое значение имеет ёмкость интересующего сегмента. Без выявления данного показателя нельзя ответить на вопрос о том, целесообразно ли концентрировать усилия на сегменте. Как показывает практика, умозрительный анализ без проведения исследований  и сегментации часто приводит к неверным выводам.

Исследование ёмкости рынка

Изучение ёмкости рынка направлено на определение рыночного спроса, что позволяет определить перспективы продвижения существующего продукта и возможности, а также целесообразность продвижения нового.

Сбор информации обычно проводится по пяти основным направлениям:

  1. Изучение и анализ вторичной информации. Этап подразумевает изучение всей имеющейся в открытых источниках информации о рынке: статистики государственных органов; экспертных обзоров рынка и пр. Данные сведения не могут заменить полноценного исследования, так как чаще всего не отличаются полнотой и достоверностью.
  2. Сбор данных производителей и продавцов. Исследование позволяет в короткие сроки установить реальные объёмы сбыта. Но выборка продавцов может оказаться нерепрезентативной (не соответствовать всей массе  действующих на рынке торговых точек). Поэтому без более сложного, трудоемкого и затратного исследования потребителей не обойтись.
  3. Изучение и анализ затрат и поведения потребителей при совершении покупки. На данном этапе изучается размер расходов и частота покупок, готовность приобретать сопутствующие товары и услуги, количество приобретаемого за 1 раз и т.п. При сравнении данных показателей со средней розничной ценой или нормой потребления появляется возможность детально изучить потребительскую мотивацию.  
  4. Расчет ёмкости, основываясь на нормах потребления. Метод используется в первую очередь при анализе ёмкости рынка сырья, материалов, продовольственных товаров.
  5. Расчет ёмкости на основе "приведения" рынка продаж. Метод применяется в первую очередь для анализа региональных (географических) рынков и сводится к сравнению одного региона с другим.

Поскольку расчет ёмкости важен в первую очередь для оценки перспектив продвижения товара, для удобства работы используются несколько показателей:

Потенциальная ёмкость
это максимальный спрос, возможный при условии, что все представители целевой аудитории готовы постоянно покупать продукт.
Фактическая ёмкость рынка
это объём продаж в конкретном потребительском сегменте.
Доступная ёмкость рынка
это объём, на который может претендовать конкретная компания, учитывая особенности продукта, уровень конкурентоспособности.

Оценив реальный потенциал, можно существенно снизить риски неудачи при выходе на новый рынок с новым товаром. Но многое также зависит от того, как будет реализован проект.

Ёмкость рынка в бизнес-планировании

Ёмкость — ключевой показатель любого рынка, а потому неотъемлемая часть бизнес-плана. Нельзя браться за реализацию проекта, не получив детальной информации о данном показателе. Ошибки обходятся очень дорого. Поэтому реализация амбициозных планов всегда должна сопровождаться глубоким маркетинговым исследованием. Именно от глубины зависит точность и детальность полученных результатов.

У нас большой опыт в создании бизнес-планов и оказании консультативных услуг при планировании бизнеса.

Ёмкость рынка и маркетинговая стратегия

Определение ёмкости рынка — только часть работы по формированию маркетинговой стратегии предприятия. Если у компании пока нет комплексного плана, нужно рассмотреть вопрос о его разработке.

Для чего необходима маркетинговая стратегия:

  • для сохранения и увеличения доли рынка;
  • для поддержания уровня конкурентоспособности компании и ее брендов на заданном уровне; 
  • достижения других целей компании.

Оценка ёмкости рынка проводится отдельно в случае, если компания уже имеет маркетинговый план, но планирует выпустить новый товар или вывести существующий на новый рынок. При этом полученные результаты отображаются в реализуемой стратегии. Другие разделы также корректируются с учетом новых данных.  

Стоимость услуг

Актуальные данные по стоимости находятся на странице "Маркетинговые исследования: определение ёмкости рынка".

Цена услуг по определению ёмкости рынка зависит от сложности и глубины исследования.

Как заказать исследование

Чтобы заказать услугу, а также получить консультацию, оставьте свои контакты в форме обратной связи. В рабочее время специалисты выйдут на связь в течение 1-2 часов. Если нужна срочная консультация, свяжитесь по телефону.