Когда дело касается продвижения товара или услуги, сразу возникает вопрос о том, какие медиа-каналы эффективнее всего использовать. Мы часто слышим такой вопрос от наших клиентов, партнеров и друзей. Все хотят знать - как меньше потратить, а получить больше. Для этого, существуют разные методы оценки эффективности того или иного медийного канала с точки зрения эффективности рекламы - какие действия предпринял человек после просмотра или под влиянием рекламы.
Реклама, как известно, должна работать. Она может нравится, может не нравится. Но реклама должна достигать конечной цели, для которой она была создана.
Реклама - один из 6-ти основных методов продвижения. Она используется для:
Конечный результат рекламы - сделка. Новая или повторная.
Для того, чтобы узнать, какой медиа-канал более эффективный, можно использовать собственный опыт. Если бизнес действующий.
С помощью накопленной в компании первичной информации по продажам и затратам на рекламу проанализируем данные по продажам и затратам на продвижение и узнаем, какие методы наиболее эффективные. Если данных нет, то предстоит кропотливая работу по их сбору и систематизации. Такие данные будут служить ориентиром для принятия решений и последующих действий.
А что делать если бизнес новый или интересует смежная отрасль? Или нужна независимая оценка экспертов, которая будет отличаться большей объективностью.
Выход очень прост. Нужно просто спросить свою существующую или потенциальную аудиторию.
Что мы в Институте маркетинговых и социологических исследований Elim и сделали. 500 экономически активным жителям Казахстана, в возрасте от 18 до 60 лет задали несколько вопросов.
Ядро аудитории - два возрастных сегмента от 21 до 25 и от 26 до 30 почти половина опрошенных. Почти все - 90,8% - это казахстанцы в возрасте от 21 до 45 лет.
И вот что мы узнали. Эту информацию можно использовать при разработке коммуникационной стратегии и медиа-планировании. Знание и понимание целевой аудитории и подбор подходящих медиа-каналов для продвижения дадут конечную цель - потратить на поменьше, а получить побольше.
Еще недавно, телевидение было одним из основных медиа-каналов. Сегодня, среди казахстанцев, по эффективности рекламы, телевидение занимает почетное 3-место (11.8%). Но все еще входит в ТОП-3 медиа-каналов.
Радио - медиа-канал, ранее входящий в ТОП-3 по эффективности среди опрошенной аудитории, уступил 2 позиции и опустился на 5 место.
На 1-м месте - социальные сети (49,5% соцсети + инстаграм). На 2-м - поисковый сервис Гугл. Добавим к ответам “соцсети” и “поисковый сервис Гугл” еще такие ответы как “интернет”, мессенджеры и интернет-браузеры (сафари, опера, Mozilla) и увидим абсолютное доминирование использование цифровой среды среди опрошенной аудитории.
Если ваша целевая аудитория в Казахстане люди в возрасте от 21 до 30 лет - использование диджитал коммуникаций - как говорят англичане “это must”.
Проникновение социальных сетей за последние годы в Казахстане увеличилось.
Например, если осенью 2016 казахстанский сегмент аудитории Фейсбук составлял 1 млн. человек, то уже через год, осень 2017 года, эта цифра достигла 2,5 млн. человек. Общее количество пользователей соцсети по всему Миру в это время насчитывалось более 2 млрд. человек (ежемесячных пользователей).
То, что фейсбук-аудитория в Казахстане выросла и продолжает расти - видно по результатам нашего опроса.
Подавляющее большинство казахстанцев (66,2%) пользуется соцсетями. А именно, продуктами компании Фейсбук: Инстраграм, Вацап и Фейсбук.
Около 10% пользуются Вконтакте.
Самым популярным стал Инстаграм. Им пользуются 36,2% казахстанцев. На 2-м месте мессенджер Вацап. И на 3-м - Фейсбук.
10% казахстанцев ответили, что не пользуются соцсетями. Было бы интересно узнать причины. Но уже как-нибудь в другой раз.
Казахстанцы активно пользуются несколькими сетями одновременно. Например, Инстаграм и Вацап; или Инстаграм и Фейсбук.
Быстрый рост пользователей Фейсбук в первую очередь связан с методом, который она использовала для привлечения новых пользователей.
Суть метода заключалась в том, что после регистрации в соцсети, новому пользователю предлагалось синхронизировать свою адресную книгу с соцсетью и поделиться новостью о том, что вы начали пользоваться соцсетью с вашими контактами.
Далее последовали покупки быстрорастущих Инстаграм и Вацап.
Опросы аудитории - клиентов, пользователей, потенциальных пользователей - могут дать как общее представление о текущей ситуации на рынке, так и могут дать более глубокие знания и детали. Инсайты - как их еще называют.
Такие знания в руках грамотных и профессиональных управленцев будут использованы с максимальной выгодой для бизнеса.
Опросы и информация, полученная из них, служат основной для последующих действий и решений. Например, чтобы привлекать больше клиентов - нужно знать таких клиентов. И чем больше информации о них есть, особенно психографической - тем лучше.
Компании зачастую проводят опросы собственными силами. Это экономичный метод. Но у него есть минус.
При опросе клиентов можно получить весьма субъективную оценку. Причина - между компанией и клиентами уже установлены отношения. И скорее всего, они доверительные. В таком случае, клиенту не всегда удобно сказать то, что на самом деле он думает о вас, о вашем сервисе и товаре. Ведь у вас такие хорошие отношения. Зачем идти на конфликт.
И напротив, когда оценка проводится независимо от поставщика, и об этом сообщается клиенту, то в ответ можно ожидать более объективную оценку. Как правило, в таких случаях, клиенты охотнее рассказывают и делятся мнением. Это уникальная возможность получить более достоверную информацию из самого надежного источника - клиента. Именно такая информация нужна для последующих решений и действий. Именно такая информация может лечь в основу успешной маркетинговой стратегии.
И не нужно гадать - нужно знать.
Не пропустите новые статьи! Подпишитесь на информационную рассылку "ИМСИ Elim".